Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ


СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр.
sentimentalisme, от sentiment — чувст­во) идейно-стилевое направление в культуре и искусстве стран Европы и Америки 2-й пол. 18 — нач. 19 в.

Идейную основу С., сложившегося как протест против испорченности, извращенности аристократического общества и городской цивилизации, составила одна из ветвей утопиче­ского просветительского мировоззре­ния взгляды Ж. Ж. Руссо, немец­ких (Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, молодой И. В. Гёте) и англо-шотланд­ских (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон) мыслителей. Культ природы, есте­ственного чувства, прирожденной че­ловеку нравственной чистоты, изна­чальной неиспорченности людей и народов породили особую духовную атмосферу, в которой возникали ху­дожественные образы, полные ис­кренности, душевного благородства, природной грации. Идеи С. нашли выражение в романах Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, Л. Стерна, Д. Дидро, по­эзии А. Шенье, Т. Грея, молодых В. А. Жуковского и А. С. Пушкина, повестях Н. М. Карамзина. Элегиче­ские и пасторальные настроения, иде­ализация патриархального быта, вос­хищение естественной природой на­ложили печать на архитектуру пей­зажных парков и расположенных в них интимных дворцов, павильонов, строений, подражающих сельским и экзотическим образцам (архитекторы Уильям Кент, Уильям Чеймберс в Англии, Жак Анж Габриель, Ришар Мик во Франции, Фридрих Виль­гельм Эрдмансдорф в Германии, Чарлз Камерон, Пьетро Готтардо Гонзаго, В. И. Неелов в России). Характерны для С. нежные, трога­тельные женские, юношеские и дет­ские образы (в скульптуре Этьенн Морис Фальконе во Франции, М. И. Козловский в России; в живо­писи портреты Томаса Гейнсборо в Англии, Жана Луи Вуаля, Элиза­бет Виже-Лебрен во Франции, В. Л. Боровиковского в России), ве­личавые и меланхоличные пейзажи с античными руинами и парковыми постройками (Юбер Робер во Фран­ции, Сем. Ф. Щедрин в России). Популярностью пользовались сентимен тальные картины Жана Батиста Грё­за (Франция) и Ангелики Кауфман (Швейцария), но со временем на пер вый план вышли одухотворенные пейзажи и портреты Гейнсборо, Оноре Фрагонара, Витторе Гисланди, Франческо Гварди, графика Габриеля де Сент-Обена. С., как и предромантизм, явился предшественником романтизма. Не являясь самостоя­тельным стилем (во многом С. сопри­касался с классицизмом), он приоб­рел некоторые общие стилевые при­знаки (нежность, мягкость модели­ровки и колористических оттенков; воздушность далей, листвы, тканей; строгое изящество сооружений, пред­метов, фигур), придающие образам  С. общий отпечаток благородной  простоты, прозрачности, легкости.

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати