Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Идейную основу С., сложившегося как протест против испорченности, извращенности аристократического общества и городской цивилизации, составила одна из ветвей утопического просветительского мировоззрения — взгляды Ж. Ж. Руссо, немецких (Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, молодой И. В. Гёте) и англо-шотландских (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон) мыслителей. Культ природы, естественного чувства, прирожденной человеку нравственной чистоты, изначальной неиспорченности людей и народов породили особую духовную атмосферу, в которой возникали художественные образы, полные искренности, душевного благородства, природной грации. Идеи С. нашли выражение в романах Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, Л. Стерна, Д. Дидро, поэзии А. Шенье, Т. Грея, молодых В. А. Жуковского и А. С. Пушкина, повестях Н. М. Карамзина. Элегические и пасторальные настроения, идеализация патриархального быта, восхищение естественной природой наложили печать на архитектуру пейзажных парков и расположенных в них интимных дворцов, павильонов, строений, подражающих сельским и экзотическим образцам (архитекторы Уильям Кент, Уильям Чеймберс в Англии, Жак Анж Габриель, Ришар Мик во Франции, Фридрих Вильгельм Эрдмансдорф в Германии, Чарлз Камерон, Пьетро Готтардо Гонзаго, В. И. Неелов в России). Характерны для С. нежные, трогательные женские, юношеские и детские образы (в скульптуре — Этьенн Морис Фальконе во Франции, М. И. Козловский в России; в живописи — портреты Томаса Гейнсборо в Англии, Жана Луи Вуаля, Элизабет Виже-Лебрен во Франции, В. Л. Боровиковского в России), величавые и меланхоличные пейзажи с античными руинами и парковыми постройками (Юбер Робер во Франции, Сем. Ф. Щедрин в России). Популярностью пользовались сентимен тальные картины Жана Батиста Грёза (Франция) и Ангелики Кауфман (Швейцария), но со временем на пер вый план вышли одухотворенные пейзажи и портреты Гейнсборо, Оноре Фрагонара, Витторе Гисланди, Франческо Гварди, графика Габриеля де Сент-Обена. С., как и предромантизм, явился предшественником романтизма. Не являясь самостоятельным стилем (во многом С. соприкасался с классицизмом), он приобрел некоторые общие стилевые признаки (нежность, мягкость моделировки и колористических оттенков; воздушность далей, листвы, тканей; строгое изящество сооружений, предметов, фигур), придающие образам С. общий отпечаток благородной простоты, прозрачности, легкости. |
САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН |