СИНАГОГА
СИНАГОГА (греч. synagoge — место собрания), бейт кнесет (евр. Дом собрания) - в иудаизме дом коллективной молитвы, место изучения, чтения и хранения Торы, центр духовной и общественной жизни иудейской общины. Впервые предположительно появилась в Вавилоне в 6—5 вв. до н.э. как место собрания и молений иудеев, уведенных в плен вавилонским царем Навуходоносором II после захвата им и разрушения Иерусалима в 586 г. до н.э. Согласно письменным источникам, на Ближнем Востоке С. получили распространение в эллинистический период (3—1 вв. до н.э.), в Палестине известны не позднее 1 в. н.э. Архитектурный тип С. определился к нач. 3 в. В соответствии с религиозными предписаниями С. строились на высоком месте, близ берега моря или источника воды, из хорошо отесанного камня, квадратными или прямоугольными в плане, с рядами скамей вдоль длинных стен, отделенными от центральной части колоннадой. Главное значение в С. придавалось стене, обращенной к Храмовой горе в Иерусалиме, в направлении которой совершалась молитва. Почетное место непосредственно у стены или в апсиде занимал Ковчег святыни, или Ковчег Торы (аронга-кодеш, место хранения свитков Торы), в более поздних С. помещенный против входа. Некоторые С. имели обведенный колоннадой двор, примыкающий к главному зданию. Архитектурный декор С. (каменная резьба на фронтонах, обрамлениях арок, окон, дверей) в основном состоял из античного орнамента с мотивами гирлянд и венков, образами Геракла, Нике, дионисийскими сценами; на значение здания указывали отдельные иудаистические символы: пентаграмма — «печать Соломона», шестиконечная звезда — «щит Давида», семисвечник — менора и изображение Ковчега Торы. С. 5—7 вв. нередко украшались напольной мозаикой и позднеантичными (по стилю) геометрическими узорами и изображениями знаков зодиака, животных, сцен сельской жизни, библейских сюжетов («Ноев ковчег», «Жертвоприношение Авраама» , «Даниил во рву львином»). Архитектурный стиль С. менялся от античных форм ранних С. и мавританского стиля городских каменных 3—5-нефных С. (со средних веков) до молитвенных деревянных домов в духе народного зодчества Вост. Европы и оригинальных сооружений 20 в. в стиле современной архитектуры (архитекторы Луис Салливен, Луис Кан в США).
|