СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ —род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой С. ж. издавна является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки. Предшественниками картины были почти не сохранившаяся древнегреческая С. ж. на досках (пинакс), иногда на холсте, а также имевшие сакральное значение эллинистические и римские портреты (наиболее сохранившийся вариант их — погребальный фаюмский портрет). С античной традицией поначалу связаны христианские иконы — религиозная С. ж.; однако в ходе развития живописи средних веков иконы объединяются в монументальные ансамбли алтарных преград, иконостасов и алтарей, получая смысловое и декоративное единство. В 14—16 вв. формируются относительно самостоятельные типы картины, долгое время еще связанные с ансамблем храмовых, дворцовых и домашних интерьеров. Лишь в 17 в. (особенно в Голландии) складываются и в кон. 18—19 в. окончательно вырабатываются нормы собственно С. ж., требующие полного погружения зрителя в мир картины и освобождающие ее от дидактических и декоративных функций. В кон. 19—20 в. вновь оживает интерес к монументальным и декоративным качествам С. ж.
|