СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО
СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО (от «станка», на котором создаются произведения С. и., — мольберт, скульптурный станок) — произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной и неотъемлемой части. Произведения С. и. рассматриваются обособленно от окружения, их значение не меняется от места, где они находятся, хотя условия экспонирования и освещения могут способствовать или препятствовать полному раскрытию их качеств. Развитие С. и. впервые стало важным условием расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения, с распадом универсальных комплексов, характерных для средних веков, формированием новых типов произведений искусства, рассчитанных на непосредственное, личностное, интимное их восприятие и на новые формы их бытования (общественный и домашний интерьер, коллекция, позже музей). В 17—20 вв. С. и. с его психологизмом, многогранностью и богатством нюансов стало основным родом художественного творчества, определяющим его воздействие и обществен ную роль, в т. ч. связь с художественным рынком, возможность работы для ценителя и покупателя, а затем и расчет на выставочную и музейную экспозицию.
|