Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СЮРРЕАЛИЗМ


СЮРРЕАЛИЗМ (фр.
surrealisme — сверхреализм) направление в ли­тературе и искусстве 20 в., сложив­шееся в 1920-х гг. Формирование С. связано с деятельностью ассоциации писателей и художников, возникшей в Париже в 1919 г. и первоначально примыкавшей к дадаизму. В издавав­шихся объединением журналах «Литература» (1919—1924) и «Сюр­реалистическая революция» (1924— 1929) разрабатывалась программа направления. В 1924 г. вышел пер­вый «Манифест сюрреализма», напи­санный поэтом и идейным лидером движения Андре Бретоном. Сюрреа­листы, опираясь на учение Зигмунда Фрейда, считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, внезап­ных озарениях, автоматических дей­ствиях. В целях достижения глубин подсознания, творящего «сверхреаль­ность», художники изобретали спе­циальные приемы «психического автоматизма», спонтанного формопорождения (случайные блуждания ка­рандаша по бумаге, декалькомания, фюмаж, фроттаж). Сюрреалистическая программа в искусстве осу­ществлялась в основном по двум на­правлениям. Макс Эрнст, Андре Масон, Джоан Миро вводили бессо­знательное начало в творческий про­цесс, в их живописи преобладают свободно текущие образы, произволь­ные формы, нередко переходящие в абстракцию. Сальвадор Дали, Рене Магритт, Поль Дельво, Ив Танги, напротив, стремились с иллюзорной точностью, «правдоподобием», вос­произвести ирреальный образ, возникающий в подсознании. Их картины отличаются гладкой, тщательной ма­нерой письма, характерной для ака­демической живописи. Языком фи­гуративного искусства создается об­раз немыслимый, невозможный в ре­альности: твердые предметы расте­каются, плотные приобретают про­зрачность, одна и та же конфигура­ция расслаивается на несколько изображений, несовместимые объекты сливаются друг с другом, формы сплетаются, скручиваются, выворачи­ваются. Взгляд, поддаваясь убедитель­ности иллюзорной живописи, втяги­вается в лабиринт обманов и нераз­решимых загадок. Общие особенно­сти искусства С. фантастика абсур­да, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Возникнув во Франции, С., возглавленный Сальва­дором Дали, скоро приобрел между­народное значение. Время его суще­ствования охватывает несколько де­сятилетий. Интерес к раннему С., его идеологии и художественной практи ке усилился в конце 1960-х гг. в связи с подъемом новой волны авангардизма, а позже с развитием постмодернизма.

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати