Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ДВОРЕЦ


 (от древнерус. кня­жий двор дом князя), монумен­тальное парадное здание, предназна­ченное для торжественных ритуалов; часто также резиденция высокопо­ставленных лиц, чей быт связан с со­циальным ритуалом. Первоначально резиденция властителя, монарха: в странах Древнего Востока, в Эгей­ском мире Д. сложный комплекс залов и дворов для приемов и цере­моний. Древнеримские император­ские Д., резиденции римских наме­стников и позже Д. византийских им­ператоров имели симметричный план, окружались парками с фонта­нами и скульптурой. В средние века императорские, королевские, княжеские Д., резиденции высшей знати и органов государственной власти вхо­дили в комплексы крепостных соору­жений (см. Крепость, Замок), или, символизируя дворец в раю, в храмовые комплексы ( Амида-до в Храме Бёдо-ин, Япония), но постепенно стали выделяться в реп­резентативные самостоятельные по­стройки. В Европе в эпоху Возрожде­ния сформировался тип Д. (палаццо в Италии), замкнутого снаружи и открытого аркадами во внутренний двор. В 15—18 вв. построены обшир­ные резиденции монархов ком­плексы построек и парков, домини­ровавшие над окружением: импера­торский дворец Гугун в Пекине (15 в.); Лувр (1546—1868; архитек­торы Пьер Леско, Клод Перро и др.), Версаль во Франции (1661—1710, ар­хитекторы Луи Лево, Жюль Ардуэн Мансар и др.), Эскориал в Испании (1563—1584, архитекторы Хуан Бау тиста де Толедо, Хуан Баутиста де Эррера). В 17 в. возникли уникальные живописные по композиции ком­плексы Теремного Д. в Московском Кремле (1635—1636, зодчие А. Константинов, Б. Огурцов, Л. Ушаков, Т. Шарутин) и деревянного Д. в Коломенском под Москвой (1661— 1671), состоявшего из многих построек, не сохранившихся до настоящего времени; в 18 в. сложились гранди­озные дворцово-парковые ансамбли Петергофа (с Большим Д., 1714— 1755, архитектор Бартоломео Фран ческо Растрелли и др.) и Царского Села (с Екатерининским Д., 1717—1757, архитектор Растрелли и др.). Характерные черты Д. монар­хов и знати 17—18 вв. парадные дворы-курдонеры, протяженные ан­филады залов и интимных покоев, га­лереи вдоль паркового фасада, мону­ментальные лестницы, богатый декор. В Д. не только жили семьи, но устра­ивались ассамблеи, приемы послов, балы (Д. А. Д. Меншикова в Санкт-Петербурге, 1710—1727, архитекто­ры Дж. М. Фонтана, Г. И. Шедель). Д. разделялись на зимние и летние, городские и загородные; в России строились «потешные», увеселитель­ные Д. («Ледяной дом»), романтиче­ские Д., напоминавшие живописные средневековые комплексы (ансамбль резиденции в Царицыне под Моск­вой  (1775—1785),  архитектор В. И. Баженов). С сер. 19 в. сооружа­ются крупные Д. общественного на­значения («Хрустальный Д.» на Все­мирной выставке в Лондоне, 1851, ар­хитектор Дж. Пакстон). Для 20 в. ха­рактерны Д. крупные многофунк­циональные общественные центры с огромными залами и перекрытиями больших пролетов (Д. съездов в Московском Кремле, 1959—1961, ар­хитекторы М. В. Посохин и др.; Д. спорта в Риме, 1960, архитекторы Пьер Луиджи Нерви, Марчелло Пьячентини), а также специализиро­ванные Д. культуры, молодежи, бракосочетаний и др. Многие старин­ные Д. стали музеями (Прадо в Мад­риде, Версаль, Лувр; Зимний Д. в Санкт-Петербурге, 1754—1762, архи­тектор Растрелли); во Д.-музеях хра­нятся художественные и историче­ские коллекции памятники стиля, вкусов и интересов прошедших эпох.

ДАВАТ ДАГОБА ДАГОН ДАДАИЗМ ДАМАСКИРОВАНИЕ ДАМАССКАЯ СТАЛЬ ДАРБАЗИ ДАРОНОСИЦА ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА ДАСТШУЙ ДАЦАН ДВИЖЕНИЕ ДВИЖКИ ДВОРЕЦ ДЕАМБУЛАТОРИЙ ДЕЗУРБАНИЗМ ДЕИСУС ДЕИСУСНЫЙ ЧИН ДЕКАДЕНТСТВО ДЕКАЛЬКОМАНИЯ ДЕКОЛЛАЖ ДЕКОЛЬ ДЕКОР ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУ­РА ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОСТЬ ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАЦИЯ ДЕКОРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКУМАНУС И КАРДО ДЕЛФТСКИЙ ФАЯНС ДЕНТИКУЛЫ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ДЕРЖАВА ДЕСЮДЕПОРТ ДЕТАЛИЗАЦИЯ ДЕТАЛЬ ДЕТИНЕЦ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕФОРМАЦИЯ ДЖАМИ ДЖАМИ АЛЬ-КАБИР ДЖАННА ДЖАХАННАМ ДЖЕД ДЗЁМОН ДЗИНДЗЯ ДИВИЗИОНИЗМ ДИЗАЙН ДИККА ДИЛЕР ДИНАМИКА ДИНЬ ДИОРАМА ДИПТЕР ДИПТИХ ДИСКОС ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОР ДОГУ ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО ДОЛЬМЕН ДОНАТОР ДОНЖОН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА ДОРИЧЕСКАЯ БАЗА ДОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ДОРИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР ДОРОЖКИ ДОСКА ДОСКА ИКОННАЯ ДОСПЕХ ДОТАКУ ДОУГУН ДОУ-ЦАЙ ДОХОДНЫЙ ДОМ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ДРАПИРОВКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СОСУ­ДЫ ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТ­ВО ДРЕЛЬ ДРИППИНГ ДРОМОС ДРУГОЕ ИСКУССТВО ДУБЛЕТ ДУБЛИРОВАНИЕ ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА ДУЧЕНТО ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА ДЫНЬКА ДЬЯКОННИК ДЯНЬ

версия для печати