Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ДЕИСУСНЫЙ ЧИН


 —
ярус иконостаса с иконами Иисуса Христа (благословляющего правой рукой и с Евангелием в левой руке.) и святых, обращающихся к нему в молитве. Его ядром является трехфигурный деисус, уже в 11 в. помещавшийся наряду с изображениями важнейших событий Нового завета на узких иконах гори­зонтального формата, устанавливав­шихся на архитравах византийских алтарных преград. В дальнейшем созрела идея убранства алтарной пре­грады по преимуществу как образа моления святых о «Божьем милосер­дии». Известны принадлежавшие к Д. ч. иконы 12 в., написанные на от­дельных досках. В 14 в. основной композицией алтарной преграды ста­новится Д. ч. крупных икон с полу­фигурами святых, где следом за Бо­гоматерью и Иоанном Предтечей изо­бражаются архангелы Михаил и Гавриил и апостолы из числа двенадца­ти, из которых ближайшими к Хрис­ту были Петр и Павел. Такой состав Д. ч. стал каноническим для искус­ства всех стран византийского мира, кроме Руси, где в кон. 14 в. был со­здан грандиозный Д. ч. с компози­цией «Спас в силах» в центре и пред­стоящими ему изображаемыми в пол­ный рост представителями различных чинов святости. Первым таким Д. ч. из сохранившихся (а, возможно, и самым ранним) был созданный Фео­фаном Греком (ок. 1399—1405), на­ходящийся в иконостасе Благовещен­ского собора Московского Кремля: вслед за Петром и Павлом Христу там предстоят творцы литургии Василий Великий и Иоанн Златоуст. Тогда же в Д. ч. стали включать изображения великомучеников Георгия и Димит­рия, на что указывают их иконы, находящиеся в том же иконостасе, хотя, вероятно, не принадлежавшие изна­чально феофановскому чину.

Д. ч. стал обязательным ярусом возникшего на рубеже 14—15 вв. рус­ского высокого иконостаса, а его тип, представленный кремлевским памят­ником, стал ведущим. В Д. ч. ико­ностасов Успенского собора во Вла­димире («Васильевский чин», ок. 1408) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1420-е гг.) при той же иерархии предстоящих фигур, как в кремлевском Д. ч., возросло их число. Апостольский «лик» попол­нился иконами Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, святитель­ский иконами Григория Богосло­ва и Николы Чудотворца. К кон. 15 в. в Д. ч. вошли представители еще одной категории святости препо­добные: обычно это столпники Си­меон и Даниил. За святителями вселенской церкви стали следовать русские иерархи: московские мит­рополиты Петр и Алексий, ростов­ский архиепископ Леонтий. В 16 в. преподобные часто представлены исключительно русскими святыми: Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским и др. В соответствии с установившейся иерархией в Д. ч. включались иконы других русских святых, напр. князей Бориса и Глеба как мучеников.

В сер. 17 в. реформаторская дея­тельность патриарха Никона косну­лась и состава Д. ч. В новом иконос­тасе Успенского собора Московско­го Кремля, созданном по его заказу в 1653 г., он был приведен к норме, свойственной искусству остального православного мира: по сторонам от икон архангелов здесь стоят иконы двенадцати апостолов. Такая иконография Д. ч., в 15—16 вв. на Руси исключительно редкая, сразу стала ведущей; Д. ч. с усложненным соста­вом предстоящих фигур остался по­пулярным в русской провинции, в глухих местах до 19 в. В кон. 17 в. Христос в среднике Д. ч. стал изображаться в облике Царя царей и Великого архиерея. Образ Христа судии сменился образом его как главы небесной и земной церк­ви. В средниках всех чинов иконос­таса, соединившихся в сплошную вертикаль, отчетливее, чем прежде, зазвучала тема единства Земной и Небесной церкви, покровительства Небесного царства царству Земному. В таком виде Д. ч. существовал до 19 в., когда с развитием ретро­спективных тенденций в церков­ном искусстве стали повторяться формы, свойственные ему до сер. 17 в.

ДАВАТ ДАГОБА ДАГОН ДАДАИЗМ ДАМАСКИРОВАНИЕ ДАМАССКАЯ СТАЛЬ ДАРБАЗИ ДАРОНОСИЦА ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА ДАСТШУЙ ДАЦАН ДВИЖЕНИЕ ДВИЖКИ ДВОРЕЦ ДЕАМБУЛАТОРИЙ ДЕЗУРБАНИЗМ ДЕИСУС ДЕИСУСНЫЙ ЧИН ДЕКАДЕНТСТВО ДЕКАЛЬКОМАНИЯ ДЕКОЛЛАЖ ДЕКОЛЬ ДЕКОР ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУ­РА ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОСТЬ ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАЦИЯ ДЕКОРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКУМАНУС И КАРДО ДЕЛФТСКИЙ ФАЯНС ДЕНТИКУЛЫ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ДЕРЖАВА ДЕСЮДЕПОРТ ДЕТАЛИЗАЦИЯ ДЕТАЛЬ ДЕТИНЕЦ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕФОРМАЦИЯ ДЖАМИ ДЖАМИ АЛЬ-КАБИР ДЖАННА ДЖАХАННАМ ДЖЕД ДЗЁМОН ДЗИНДЗЯ ДИВИЗИОНИЗМ ДИЗАЙН ДИККА ДИЛЕР ДИНАМИКА ДИНЬ ДИОРАМА ДИПТЕР ДИПТИХ ДИСКОС ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОР ДОГУ ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО ДОЛЬМЕН ДОНАТОР ДОНЖОН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА ДОРИЧЕСКАЯ БАЗА ДОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ДОРИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР ДОРОЖКИ ДОСКА ДОСКА ИКОННАЯ ДОСПЕХ ДОТАКУ ДОУГУН ДОУ-ЦАЙ ДОХОДНЫЙ ДОМ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ДРАПИРОВКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СОСУ­ДЫ ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТ­ВО ДРЕЛЬ ДРИППИНГ ДРОМОС ДРУГОЕ ИСКУССТВО ДУБЛЕТ ДУБЛИРОВАНИЕ ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА ДУЧЕНТО ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА ДЫНЬКА ДЬЯКОННИК ДЯНЬ

версия для печати