ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
(от лат. decoro — украшаю) — вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность (см. Декоративность) и вместе непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. В единстве того и другого — его сущность и специфика. Быт человека разнообразен: это и домашняя жизнь, и широкий круг общественных, трудовых, культовых функций, занятий. Отсюда проистекает огромное разнообразие бытовых предметов, входящих в сферу Д.-п. и. К Д.-п. и. относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла). С древности человек в создаваемых изделиях удовлетворяет не только свои насущные утилитарные нужды, но одновременно и свои эстетические потребности, стремится к украшению предмета. Самым древним видом украшения является орнамент — узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие или являющийся его структурной основой. Появление орнаментированных предметов в первобытном искусстве связано с трудовой деятельностью и магическим обрядом. Как вид художественного творчества Д.-п. и. окончательно складывается при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства. До промышленного переворота все изделия выполнялись вручную мастером и его подмастерьями — кузнецами, гончарами, швеями, которые и были основоположниками декоративного искусства в момент его отделения от ремесла. Общественное разделение труда уже на стадии мануфактуры, развитие промышленности привели к тому, что польза и красота, функция и украшение производимых предметов стали заботой разных специалистов. В период развития машинного производства, для того чтобы сохранить эстетическую ценность изделий, приглашается художник, в задачу которого входит не производство продукта в целом, а лишь его украшение: художник стал как бы «прикладывать» свое искусство к готовому продукту. Так, с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность, где находит себе место метод прикладного искусства — отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией и т. д. Но красота предмета не только в отделке, хотя и она требует большого искусства, — она является его структурным качеством. Предмет должен быть выразителен целиком — в своей конструкции, пропорциях и деталях. Вот почему термин прикладное искусство в его современном применении нуждается в уточнении. Метод прикладного искусства продуктивен лишь применительно к области создания бытовых изделий (напр., роспись посуды, тканей или инкрустация отработанных веками форм охотничьего ружья, кинжала). Термин декоративное искусство точно характеризует производимый предмет по его художественному признаку и охватывает также оформление архитектурного интерьера и фасада, города и парка (оформительское искусство, декоративная живопись, монументально-декоративная скульптура).
Дизайн — новый вид эстетической деятельности в сфере промышленного производства, призван решать задачи удовлетворения массового спроса на предметы потребления, обладающие определенными эстетическими характеристиками, тогда как применение метода прикладного искусства, связанного с ручным трудом, ограничивается обычно созданием небольших серий изделий. Кроме того, на этом новом этапе открывается возможность более свободного развития Д.-п. и., не связанного требованиями утилитарности, расширяющего и углубляющего свою духовную значимость в жизни общества, поднимающегося до уровня станкового и монументального искусства. Этот общий процесс развития Д.-п, и. свидетельствует о преодолении векового разрыва между «чистым» и «прикладным» искусством. Декоративное искусство, тесно связанное с оформлением архитектурного, городского и паркового пространства (декоративные росписи, скульптура, рельефы, плафоны, вазы и т. д.), выступает в синтезе с другими искусствами, особенно монументальными (см. Синтез искусств, Монументальное искусство). Наиболее ярким проявлением этого синтеза являются такие разновидности искусства, как декоративная скульптура, лепной декор, панно, мозаика, фреска, витраж, гобелен, ковер. Недаром стал широко употребляться термин монументально-декоративное искусство. Еще одна область Д.-п. и. связана непосредственно с украшением самого человека — художественно выполненная одежда (костюм) и ювелирные изделия.
Д.-п. и. классифицируется не только в функциональном плане, но и по материалу (металл, керамика, стекло и т. д. или более дифференцированно: серебро, бронза, фарфор, фаянс, хрусталь и т. д.) и по технологии (роспись, резьба, чеканка, литье и т. д.). Включенное в повседневную жизнь людей Д.-п. и. наряду с архитектурой и дизайном является постоянно действующим фактором эстетической организации среды и эстетического воздействия.
Декоративно-прикладное искусство П.Сторр. Кофейник. Серебро. 1797. В кн. : Дэвидсон Пол. Справочник коллекционера антиквариата. Периодизация по детали. Лондон. 2002. - С.102 - Астраханцева
|
|
ДАВАТ
ДАГОБА
ДАГОН
ДАДАИЗМ
ДАМАСКИРОВАНИЕ
ДАМАССКАЯ СТАЛЬ
ДАРБАЗИ
ДАРОНОСИЦА
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА
ДАСТШУЙ
ДАЦАН
ДВИЖЕНИЕ
ДВИЖКИ
ДВОРЕЦ
ДЕАМБУЛАТОРИЙ
ДЕЗУРБАНИЗМ
ДЕИСУС
ДЕИСУСНЫЙ ЧИН
ДЕКАДЕНТСТВО
ДЕКАЛЬКОМАНИЯ
ДЕКОЛЛАЖ
ДЕКОЛЬ
ДЕКОР
ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ
ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ДЕКОРАТИВНОСТЬ
ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО
ДЕКОРАЦИЯ
ДЕКОРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ
ДЕКУМАНУС И КАРДО
ДЕЛФТСКИЙ ФАЯНС
ДЕНТИКУЛЫ
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА
ДЕРЖАВА
ДЕСЮДЕПОРТ
ДЕТАЛИЗАЦИЯ
ДЕТАЛЬ
ДЕТИНЕЦ
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
ДЕФОРМАЦИЯ
ДЖАМИ
ДЖАМИ АЛЬ-КАБИР
ДЖАННА
ДЖАХАННАМ
ДЖЕД
ДЗЁМОН
ДЗИНДЗЯ
ДИВИЗИОНИЗМ
ДИЗАЙН
ДИККА
ДИЛЕР
ДИНАМИКА
ДИНЬ
ДИОРАМА
ДИПТЕР
ДИПТИХ
ДИСКОС
ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОР
ДОГУ
ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ
ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО
ДОЛЬМЕН
ДОНАТОР
ДОНЖОН
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА
ДОРИЧЕСКАЯ БАЗА
ДОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ
ДОРИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР
ДОРОЖКИ
ДОСКА
ДОСКА ИКОННАЯ
ДОСПЕХ
ДОТАКУ
ДОУГУН
ДОУ-ЦАЙ
ДОХОДНЫЙ ДОМ
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
ДРАПИРОВКА
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СОСУДЫ
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО
ДРЕЛЬ
ДРИППИНГ
ДРОМОС
ДРУГОЕ ИСКУССТВО
ДУБЛЕТ
ДУБЛИРОВАНИЕ
ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР
ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА
ДУЧЕНТО
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
ДЫНЬКА
ДЬЯКОННИК
ДЯНЬ
|