Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ДЕКОРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ


(фр.
decoration, от лат. decorare — укра­шать) изображение на театраль­ной сцене жизненной среды, в кото­рой действуют герои драматического или музыкально-драматического про­изведения. Д. т. создается средствами изобразительного искусства и со­ставляет основу художественного оформления спектакля, в которое также входят освещение, бутафория и реквизит, костюм и грим актеров. Как и все художественное оформле­ние в целом, Д. т. является составной частью сценического действия, выра­жает драматические ситуации, харак­теры действующих лиц, идею произ­ведения. При этом форма Д. т. (ком­позиция, колористический строй и т. д.) обусловлена не только содер­жанием действия, но и внешними ус­ловиями (более или менее быстрыми переменами места действия, необходимостью восприятия Д. т. из зрительного зала, сочетанием ее с опреде­ленным освещением и т. д.).

Образ, воплощаемый в Д. т., пер­воначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету, к оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразитель­ности Д. т. и ее художественной за­конченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз явля­ется не только рабочим планом сце­нического оформления, но и относи­тельно самостоятельным произведе­нием искусства.

Д. т. включает портальное обрам­ление сцены, специальный занавес (или занавесы) спектакля, изобрази­тельное решение сценического пространства (планшета сцены, кулис и пандуса, заднего плана). Способы изображения жизненной среды в Д. т. многообразны. В традициях русского реалистического искусства пре­обладают пространственные живо­писные решения. При этом написан­ные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объ­емными или полуобъемными) в це­лостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды дей­ствия. Но основу Д. т. могут состав­лять и образно-выразительные кон­струкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. В настоящее время, в частности, большое распространение получила «све­топись» Д. т., созданные путем проекций (световых, теневых, транспарантных) или путем сочетания ве­щественных элементов с фоном, окрашенным цветной подсветкой. Развитие техники сцены и возможностей изображения не отменяет, однако, значения живописи как ос­новы театрально-декорационного ис­кусства в целом, что определяется в каждом отдельном случае конкрет­ным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения. См. также Сценография.

ДАВАТ ДАГОБА ДАГОН ДАДАИЗМ ДАМАСКИРОВАНИЕ ДАМАССКАЯ СТАЛЬ ДАРБАЗИ ДАРОНОСИЦА ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА ДАСТШУЙ ДАЦАН ДВИЖЕНИЕ ДВИЖКИ ДВОРЕЦ ДЕАМБУЛАТОРИЙ ДЕЗУРБАНИЗМ ДЕИСУС ДЕИСУСНЫЙ ЧИН ДЕКАДЕНТСТВО ДЕКАЛЬКОМАНИЯ ДЕКОЛЛАЖ ДЕКОЛЬ ДЕКОР ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУ­РА ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОСТЬ ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАЦИЯ ДЕКОРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКУМАНУС И КАРДО ДЕЛФТСКИЙ ФАЯНС ДЕНТИКУЛЫ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ДЕРЖАВА ДЕСЮДЕПОРТ ДЕТАЛИЗАЦИЯ ДЕТАЛЬ ДЕТИНЕЦ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕФОРМАЦИЯ ДЖАМИ ДЖАМИ АЛЬ-КАБИР ДЖАННА ДЖАХАННАМ ДЖЕД ДЗЁМОН ДЗИНДЗЯ ДИВИЗИОНИЗМ ДИЗАЙН ДИККА ДИЛЕР ДИНАМИКА ДИНЬ ДИОРАМА ДИПТЕР ДИПТИХ ДИСКОС ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОР ДОГУ ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО ДОЛЬМЕН ДОНАТОР ДОНЖОН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА ДОРИЧЕСКАЯ БАЗА ДОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ДОРИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР ДОРОЖКИ ДОСКА ДОСКА ИКОННАЯ ДОСПЕХ ДОТАКУ ДОУГУН ДОУ-ЦАЙ ДОХОДНЫЙ ДОМ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ДРАПИРОВКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СОСУ­ДЫ ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТ­ВО ДРЕЛЬ ДРИППИНГ ДРОМОС ДРУГОЕ ИСКУССТВО ДУБЛЕТ ДУБЛИРОВАНИЕ ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА ДУЧЕНТО ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА ДЫНЬКА ДЬЯКОННИК ДЯНЬ

версия для печати