Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ДРАПИРОВКА


 (от фр.
draper — дра­пировать, укладывать складки одеж­ды) ткань, свободно падающая или собранная в красивые складки. Д. с древнейших времен изображается как в скульптуре, так и в живописи одеж­да (плащи, античные хитоны, туни­ки, тоги, индийские сари, японские кимоно, европейские платья), зана­весы, скатерти и т. д. Основная роль Д. в искусстве гармонировать с фигурой и образом человека и даже по-своему служить истолкованию образа. В античном искусстве ритм складок вначале был сходен с рит­мом каннелированных колонн (ста­туи древнегреческой архаики), в скульптуре древнегреческой класси­ки (кариатиды храма Эрехтейон на афинском Акрополе, ок. 421—406 гг. до н. э.) строгая тектоника соче­тается с большой мягкостью, слож­ной игрой Д.; в эллинистическом ис­кусстве (Нике Самофракийская, 2 в. до н. э.) ритм складок получает свободу, обогащается ощущением ветра, влаги. Характер Д. фигур ме­нялся и дальше со сменой стилей: ломкие, угловатые складки Д. готи­ческой скульптуры («Св. Елизавета» в соборе в Бамберге, Германия, ок. 1230—1240) сменяются величе­ственной широтой Д. эпохи Возро­ждения («Моисей» Микеланджело, 1515— 1516) и причудливыми, бес­покойными, динамичными складка­ми на фигурах барокко («Экстаз св. Терезы» Лоренцо Бернини, 1644— 1652). Свободно драпирующа­яся одежда в Новое время уступила место кроеной, почти лишенной складок, но культура Д. сохранила свое значение в исторических, мифо­логических, аллегорических изобра­жениях и в художественном образо­вании. При обучении использовались специальные приемы: ткань окунали в жидкий гипс, чтобы она застыла для долговременной работы на манекене; живую модель драпировали мокрой тканью, что давало эффект прозрач­ной Д., не скрывающей тела.

В 20 в. благодаря развитию услов­ных символических форм в искусст­ве и появлению в современной моде свободно драпирующихся одежд вновь усилилось внимание к Д.

ДАВАТ ДАГОБА ДАГОН ДАДАИЗМ ДАМАСКИРОВАНИЕ ДАМАССКАЯ СТАЛЬ ДАРБАЗИ ДАРОНОСИЦА ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА ДАСТШУЙ ДАЦАН ДВИЖЕНИЕ ДВИЖКИ ДВОРЕЦ ДЕАМБУЛАТОРИЙ ДЕЗУРБАНИЗМ ДЕИСУС ДЕИСУСНЫЙ ЧИН ДЕКАДЕНТСТВО ДЕКАЛЬКОМАНИЯ ДЕКОЛЛАЖ ДЕКОЛЬ ДЕКОР ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУ­РА ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОСТЬ ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАЦИЯ ДЕКОРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКУМАНУС И КАРДО ДЕЛФТСКИЙ ФАЯНС ДЕНТИКУЛЫ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ДЕРЖАВА ДЕСЮДЕПОРТ ДЕТАЛИЗАЦИЯ ДЕТАЛЬ ДЕТИНЕЦ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕФОРМАЦИЯ ДЖАМИ ДЖАМИ АЛЬ-КАБИР ДЖАННА ДЖАХАННАМ ДЖЕД ДЗЁМОН ДЗИНДЗЯ ДИВИЗИОНИЗМ ДИЗАЙН ДИККА ДИЛЕР ДИНАМИКА ДИНЬ ДИОРАМА ДИПТЕР ДИПТИХ ДИСКОС ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОР ДОГУ ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО ДОЛЬМЕН ДОНАТОР ДОНЖОН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА ДОРИЧЕСКАЯ БАЗА ДОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ДОРИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР ДОРОЖКИ ДОСКА ДОСКА ИКОННАЯ ДОСПЕХ ДОТАКУ ДОУГУН ДОУ-ЦАЙ ДОХОДНЫЙ ДОМ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ДРАПИРОВКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СОСУ­ДЫ ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТ­ВО ДРЕЛЬ ДРИППИНГ ДРОМОС ДРУГОЕ ИСКУССТВО ДУБЛЕТ ДУБЛИРОВАНИЕ ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА ДУЧЕНТО ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА ДЫНЬКА ДЬЯКОННИК ДЯНЬ

версия для печати