Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО
Д. и. впитало опыт восточнославянского языческого искусства, но в целом его идейной основой стала христианская религия в греко-византийском православном варианте. Существование Д. и. в едином конфессиональном регионе с Византией, Балканами, Грузией и отчасти Арменией способствовало плодотворным контактам с искусством этих стран и восприятию (через Византию) традиций античности. Д. и. соприкасалось и с искусством неправославных стран — Польши, Германии, Англии, Италии, Голландии, что обеспечило определенную общность Д. и. с культурой западноевропейского круга. Основные виды Д. и. — архитектура (жилая, оборонительная, церковная), монументальная живопись (мозаика, фреска), иконопись, книжная миниатюра, декоративно-прикладное искусство (резьба по дереву и камню, работы по металлу, ювелирное дело, шитье и т. д.). Скульптура как вид искусства не поощрялась православной церковью и опиралась гл. обр. на фольклорные традиции. Основные особенности Д. и. — его религиозная направленность, ориентация на канон, внимание к духовному миру, высшей реальности, отказ от передачи житейского, преходящего, стремление к вечным ценностям. Д. и. хронологически подразделяется на искусство Киевской Руси (9—нач. 12 вв.), искусство времени образования самостоятельных княжеств и феодальной раздробленности (сер. 12—13 вв.), искусство начального периода объединения русских земель вокруг Москвы (14—3-я четв. 15 вв.), искусство централизованного Русского государства (кон. 15—17 вв.). В различные периоды в Д. и. имелись различные локальные школы и направления. В период феодальной раздробленности формируются владимиро-суздальская, чернигово-смоленская, галицко-волынская, новгородская, псковская, тверская, московская школы. К 16 в. искусство местных центров в основном утрачивает свои характерные особенности и становится общим направлением, которое задается Москвой. Применительно к 17 в. выделяют «строгановскую», ярославскую, ростовскую, каргопольскую школы, но, в отличие от самостоятельных школ предыдущего периода, они лишь преломляют те или иные черты общерусского (московского) искусства. Во 2-й пол. 17 в. начинается переход от средневековой культуры к культуре Нового времени, в основном завершившийся к нач. 18 в. Каждый период существования Д. и. ознаменовался собственными высокими достижениями, позволяющими отнести Д. и. в целом к выдающимся явлениям мировой художественной культуры. Не имеет аналогов уже один из первых русских каменных храмов — 13-главая София Киевская (1019—1037). Постройки Киева, Чернигова, Смоленска и других центров Киевской Руси свидетельствуют о творческом восприятии наследия византийских архитекторов. Шедеврами мирового значения являются церковь Покрова на Нерли (1165) и Дмитриевский собор во Владимире (1197) — белокаменные здания, украшенные изысканной резьбой. Своеобразен облик новгородских храмов, где уже в В кон. 15—нач. 16 вв. отстраивается грандиозный ансамбль Московского Кремля, где знания и навыки итальянских мастеров были поставлены на службу русскому великокняжескому дому. В 16 в. возник новый тип шатрового храма, получивший гениальное воплощение в церкви Вознесения в Коломенском (1532), был построен уникальный девятипрестольный храм Покрова на Рву (Василия Блаженного; 1555—1560) В следующем столетии русские зодчие создали множество выдающихся городских и монастырских ансамблей (Ростовский митрополичий дом, известный как «Ростовский Кремль», 1670—1683), разработали эффектный тип центрического ярусного храма (церковь Покрова в Филях, 1690—1693). Иконописцы и живописцы, объединенные в царской мастерской — Оружейной палате, стремились передать в произведении пространство и объем, которые вели к сближению иконы с картиной. Глава мастерской Оружейной палаты Симон Ушаков стремился к «живопо добию» в трактовке человеческого лица («Спас Нерукотворный»). Для русской художественной культуры Нового времени важнейшим явилось, с одной стороны, сохранить его традиции в поздней иконописи (Мстера, Палех) и в сельском храмостроительстве. С другой — это наследие оказало определенное влияние на русскую псевдоготику кон. 18—19 вв. и целенаправленно возрождалось в искусстве 19—нач. 20 вв. (русский стиль, византийский стиль, неорусский стиль). Интерес к художественному наследию Древней Руси не угасал и в 20 в. и особенно возрос в наши дни. В современной художественной практике он чаще является копийным или стилизаторским, хотя имеют место и обнадеживающие попытки возрождения духа, а не формы древнего национального искусства. |
ДАВАТ ДАГОБА ДАГОН ДАДАИЗМ ДАМАСКИРОВАНИЕ ДАМАССКАЯ СТАЛЬ ДАРБАЗИ ДАРОНОСИЦА ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА ДАСТШУЙ ДАЦАН ДВИЖЕНИЕ ДВИЖКИ ДВОРЕЦ ДЕАМБУЛАТОРИЙ ДЕЗУРБАНИЗМ ДЕИСУС ДЕИСУСНЫЙ ЧИН ДЕКАДЕНТСТВО ДЕКАЛЬКОМАНИЯ ДЕКОЛЛАЖ ДЕКОЛЬ ДЕКОР ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОСТЬ ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАЦИЯ ДЕКОРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКУМАНУС И КАРДО ДЕЛФТСКИЙ ФАЯНС ДЕНТИКУЛЫ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ДЕРЖАВА ДЕСЮДЕПОРТ ДЕТАЛИЗАЦИЯ ДЕТАЛЬ ДЕТИНЕЦ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕФОРМАЦИЯ ДЖАМИ ДЖАМИ АЛЬ-КАБИР ДЖАННА ДЖАХАННАМ ДЖЕД ДЗЁМОН ДЗИНДЗЯ ДИВИЗИОНИЗМ ДИЗАЙН ДИККА ДИЛЕР ДИНАМИКА ДИНЬ ДИОРАМА ДИПТЕР ДИПТИХ ДИСКОС ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОР ДОГУ ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО ДОЛЬМЕН ДОНАТОР ДОНЖОН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА ДОРИЧЕСКАЯ БАЗА ДОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ДОРИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР ДОРОЖКИ ДОСКА ДОСКА ИКОННАЯ ДОСПЕХ ДОТАКУ ДОУГУН ДОУ-ЦАЙ ДОХОДНЫЙ ДОМ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ДРАПИРОВКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СОСУДЫ ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО ДРЕЛЬ ДРИППИНГ ДРОМОС ДРУГОЕ ИСКУССТВО ДУБЛЕТ ДУБЛИРОВАНИЕ ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА ДУЧЕНТО ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА ДЫНЬКА ДЬЯКОННИК ДЯНЬ |