Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ИКОНОСТАС
На Руси в 10—14 вв. алтарная преграда прошла те же фазы развития. После создания Феофаном Греком на рубеже 14—15 вв. грандиозного деисусного чина, дошедшего до нас в И. Благовещенского собора Московского Кремля, со святыми в полный рост, молящимися Христу в теофа нической композиции «Спас в силах», подобный чин становится основой русского, т. н. высокого, И. Над деисусом рядами располагаются праздничный чин, иконы которого повествуют о земной жизни Христа, и пророческий чин с иконой Богоматери Знамение в центре и иконами ветхозаветных пророков, согласно христианской экзегезе предвозвестивших Боговоплощение. Ок. сер. 16 в. возник праотеческий чин. с иконами праведников дозаветной церкви, начиная с Адама, и «Отечеством» (или «Троицей Новозаветной») на средни ке. Он занял место над пророческим рядом. Два верхних ряда И. стали соответствовать предрождественскому циклу богослужения, посвященному памяти святых праотцев. И. в целом стал образом церкви Небесной и Земной. К рубежу 16—17 вв. такие И. имелись во многих значительных соборах, а в 1-й пол. 17 в. — даже в сельских церквах. В православном иконостасе посередине всегда находятся двухстворчатые двери, называемые Царскими вратами. В сер. 17 в. И. начинают украшать резьбой по дереву. Окончательно определяется состав местного чина. До сер. 17 в. за всей композицией И. сохранялось наименование д е и с у с, что свидетельствует об исключительной роли этого чина в формировании и осмыслении И. как единого образа моления за человечество. Во 2-й пол' 17 в., в период реформы русской церкви и обращения к греческим истокам православия, термин «деисус» вытесняется термином «И.». С кон. 17 в. И. в своем развитии принимает формы, соответствующие эпохе и сменяющим друг друга архитектурным стилям. |
ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ |