Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ИКОНОПИСЬ


(от греч. eikon — образ; англ.
icon painting, фр. peinture d'icones, нем. Ikonenmalerei), иконописание вид станковой религиозной живописи (гл. обр. пра­вославной), обладающий особым кру­гом сюжетов, материальной основой, техникой, приемами и методами ис­полнения. Главной функцией И. было создание моленных образов, вопло­щающих сверхчувственные представ­ления в чувственно воспринимаемых формах.

Иконы писались, как правило, на досках, реже на холсте (см. Таблет­ка), на металле, стекле и т. д. тем­перными красками (хотя становление их в Византии связано с техникой энкаустики; известны также мозаич­ные иконы). В И. сложилась опреде­ленная система приемов, служащих адекватной передаче сакрального со­держания. Изображаемые формы ут­рачивали материальность, уплоща лись, чему способствовала применяв­шаяся иконописцами обратная пер­спектива. Пространство носило ир­реальный характер (золотые фоны), допускались совмещение разновре­менных моментов в пределах одной композиции, разномасштабность изо­бражений.

Иконописец создавал икону по образцу, а не с натуры. Образец мыс­лился восходящим к идеальному ар­хетипу-первообразу. В работе сред­невековому мастеру помогали сбор­ники образцов иконописные под­линники. Наиболее ранний греческий подлинник, составленный монахом Дионисием Фурноаграфиотом, вос­ходит к 16 в. Известны русские под­линники 16—18 вв., разделяющиеся на лицевые (иллюстрированные) и толковые, содержащие краткое опи­сание предметов изображения и тех­нические руководства.

Особенностью И. является также ее преимущественная анонимность, т. к. художник осознавал себя не творцом, а посредником в воплоще­нии первообраза.

Возникновение И. связано с тра­дициями позднеэллинистической жи­вописи, в особенности с фаюмским портретом. Наиболее ранние произ­ведения И., дошедшие до нашего вре­мени, датируются 5—6 вв. и появи­лись в странах Передней Азии (в т. ч. на Синайском п-ве). Крупней­шие школы И. сложились в Визан­тии, в коптском Египте, Эфиопии, южнославянских странах, Грузии. Византийские иконы первоначально имели характер портретов христиан­ских святых, мучеников и т. д. Поз­же создавались символические и по­вествовательные композиции. В 13 — нач. 15 вв. к И. приближаются алтар­ные образы Зап. Европы («византий­ская манера» в Италии, алтарная жи­вопись Чехии, нижнерейнской шко­лы в Германии и т. д.). На Руси И. появляется с принятием христианст­ва и достигает наивысшего расцвета в 12—13, а затем в 14—15 вв. (твор­чество Феофана Грека, Андрея Руб­лева, Дионисия). Традиционная тех­ника русской И. темпера на яич­ном желтке, выполнявшаяся б. ч. на липовой доске, в которой для основ­ного изображения выдалбливалось углубление («ковчег»); на вклеенную холстинку-паволоку наносился грунт-левкас. Вначале выполнялось доличное письмо (одежды, элементы пей­зажа, архитектуры, повествователь­ные эпизоды); исполнение заверша­лось сложным личным письмом (тем­ный тон санкир, высветляющие его пробелка, вохрение; оживляющие штрихи движки), передававшим лица и свободные от одежды части тела. Крупное центральное изображе­ние часто обрамлялось мелкими изо бражениями-клеймами. Фон, а неред­ко все, кроме лиц и рук, закрывали металлические листы (оклад, басма). В 16—17 вв. в И. растут черты деко­ративности, фантастики, изощренной тонкости (Строгановская школа), появляются портрет (парсуна), а к кон. 17 в. элементы светотеневой моделировки, жизнеподобие (Симон Ушаков), архитектурные и пейзаж­ные мотивы из западных гравюр. И. 15—17 вв. частично утрачивает стан­ковый характер, приобретая монумен­тально-декоративные черты и утвер­ждаясь в ансамбле иконостаса, В кон. 17 — нач. 18 в. получает разви­тие в России живопись маслом на религиозные темы. Позже она про­должает существовать наряду с тра­диционной И., развивающейся в По­волжье и селах Мстёре, Холуе, Пале­хе традиционных центрах И. В 1980—1990-х гг. предпринимаются попытки возрождения И., в основном сводящиеся к копированию или сти­лизации древних форм, но иногда носящие творческий характер.

ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТ­РАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ

версия для печати