Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ИЛЛЮСТРАЦИЯ


(лат.
illustratio — освещение, наглядное изобра­жение) разновидность изобрази­тельного искусства (чаще всего худо­жественной графики), отличительные свойства которой обусловлены содер­жанием и важнейшими особенностя­ми литературного произведения; И. служат сопровождением, образным пояснением, дополнением текста, органически участвуют в художе­ственном оформлении книги, журна­ла, газеты. За пределами И. остаются изобразительные интерпретации ли­тературных текстов, не предназначен­ные непосредственно для оформле­ния книги, издания (напр., рисунки Сандро Боттичелли на темы «Боже­ственной комедии» Данте, живопис­ные и графические фантазии Оноре Домье и Пабло Пикассо на темы «Дон-Кихота» Сервантеса, рисунки В. А. Серова к басням И. А. Кры­лова).

Первоначально рукописи иллю­стрировались миниатюрами, после изобретения книгопечатания и кси­лографии И. становится важной со­ставной частью книги и книжной графики. Наиболее ранние ксилогра­фические И. появляются в Китае в 6—7 вв., в Японии в 17 в.

Европейская ксилографическая И. зародилась в 15 в. и тесно связана первоначально с искусством миниа­тюры Ранние И вырезались на од ной доске с текстом, а затем отдель­но от нее и помещались вместе с набором; они отличаются лакониз­мом обобщенных контуров, гармони­рующих с рисунком шрифта (особен­но изысканны произведения итальян­ских ксилографов кон. 15 — нач. 16 вв.). Позже в искусстве И. растет стремление к передаче глубины про­странства, живописных эффектов.

Работе над И. уделяли внимание многие выдающиеся художники про­шлого (в Германии в 16 в. Альбрехт Дюрер, Ханс Хольбайн, во Фландрии в 17 в. Питер Пауэл Рубенс, во Фран­ции в 18 в. Оноре Фрагонар, в 19 в Эжен Делакруа, в 20 в. Анри Матисс, Пабло Пикассо, Аристид Майоль, в Германии в 19 в. Адольф Менцель). Крупнейшими мастерами русской реалистической книжной иллюст­рации 19 в. были А. А. Агин, П. М. Боклевский, П. П. Соко­лов, Е. Д. Поленова. Кон. 19 — нач. 20 в. время расцвета русской И., ознаменованной появлением книжной графики М. А. Врубеля, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибина и др., вошедшей в сокровищницу искус­ства книги. Позже, в советский период, работали блестящие мастера: Д. И. Митрохин, В. А. Фаворский, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, Кукрыниксы, Д. А. Шмаринов, Е. А. Кибрик, Н. В. Кузьмин, Д. С. Бисти, М. П. Митурич. См. так­же Заставка, Виньетка.

ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТ­РАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ

версия для печати