Parse error: syntax error, unexpected end of file in /home/users/s/sloncher/domains/sloncher.myjino.ru/bitrix/modules/main/classes/mysql/agent.php(163) : eval()'d code on line 1
Словарь терминов


Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР


 — жанр изобразительного искусства, посвященный историческим деятелям и событиям, общественно значимым явлениям в истории человечества. Обращенный в основном к прошло­му, И. ж. включает также изображе­ние недавних событий, историческое значение которых осознано совре менниками. И. ж. часто переплетает­ся с другими жанрами бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («историчес­кий пейзаж»). И. ж. особенно тесно смыкается с батальным жанром, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. И. ж. нахо­дит воплощение как в станковых формах искусства (историческая кар­тина, статуя, бюст, рисунок, эстамп), так и в монументальных формах (рос­писи, рельефы, памятники) и в ми­ниатюрах, иллюстрациях, мелкой пластике (медали, монеты). Эволю­ция И. ж. во многом обусловлена накоплением исторических знаний, развитием исторических воззрений, а периоды его подъема связаны с критическими этапами истории, обще­ственными потрясениями, ростом со­циального и национального самосоз­нания. И. ж. зародился в глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племен, формировании народов и государств) соединялись с фольклорным вымыс­лом и мифами. В странах Древнего Востока установились типы символи­ческих композиций (апофеоз воен­ных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествователь­ных циклов росписей и рельефов В скульптуре Древней Греции наряду с мифологическими образами, служившими отголоском реальных собы­тий, возникли идеальные фигуры исторических героев («Тираноубийцы», 477 до н. э.); в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов (колон­на Траяна в Риме, ок.
Ill114). Битвы и походы изображались в китайских рельефах с первых веков н. э.; позже в китайской и японской живописи появились историко-быто вые сцены, с 15—16 вв. в миниа­тюрах Ирана, Индии, Среднего Вос­тока. В средневековой Европе исто­рические события находили отраже­ние гл. обр. в миниатюрах хроник и летописей («Лицевой летопис­ный свод» в России, 2-я пол. 16 в.), а также и в иконе («Церковь воинствующая», после 1552). Соб­ственно И. ж. начал складываться в Европе с эпохи Возрождения (герои­ческие картины сражений Паоло Уччелло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Тинторетто); Андреа Мантенья и Пьеро делла Фран­ческа создали идеальные героичес­кие образы античной истории. В 17—18 вв. классицизм и художествен­ные академии выдвинули на первый план И. ж. как «высокий» жанр, включающий религиозные, мифоло­гические, аллегорические и собствен­но исторические сюжеты. Это создало помпезный тип триумфальной композиции (Шарль Лебрен во Фран­ции); вместе с тем великие художни­ки Никола Пуссен, Жак Луи Давид во Франции, Диего Веласкес в Испа­нии, Питер Пауэл Рубенс во Фланд­рии, Рембрандт в Голландии, Джованни Баттиста Тьеполо в Италии напол­нили И. ж. драматическим содержа­нием, глубокой человечностью, высо­той этических идеалов. В 18—нач. 19 вв. героические образы античной и национальной истории утвердились в русском искусстве (А. П. Лосенко, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. П. Толстой). В 19 в. новый этап в развитии И. ж. начался с возникно­вением романтизма, ощущением потока времени, зрелищем назрева­ющих и разрешающихся конфликтов, трагических судеб народов и лично­стей, подъемом утопических ожида­ний (Франсиско Гойя в Испании, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Франсуа Рюд во Франции, Альфред Ретель в Германии, К. П. Брюллов, А. А. Иванов в России). Реализм сер. и 2-й пол. 19 в., сопротивлявшийся волне салонных «костюмных» мело­драматических полотен (Поль Дела­рош, Тома Кутюр во Франции, Г. И. Семирадский в России), выдви­нул несколько направлений: в т. ч. точное воскрешение повседневной жизни и характеров эпохи (Адольф Менцель в Германии, В. Г. Шварц в России) философское и психологическое осмысление исторических трагедий народов и индивидуально­стей (Огюст Роден во Франции, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. М. Антокольский, В. В. Вереща­гин в России). На рубеже 19—20 вв. символизм изменил отношение к истории, видя в ней воплощение веч­ных тайн бытия, души народа, его надежд и верований (В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, Н. К. Рерих в России, Пьер Пюви де Шаванн во Франции, Фердинанд Ходлер в Швейцарии, Эдуард Берн-Джонс в Англии). В искусстве нач. 20 в. обостряется интерес к ста­рине как к источнику красоты и по­эзии, лирических и гротескных об­разов (в России В. А. Серов, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, ху­дожники группы «Мир искусства», С. Т. Коненков). В советском искус­стве одно из ведущих мест заняла историко-революционная композиция, где события революции и гражданс­кой войны выступали в 1920-х нач. 1930-х гг. в романтическом и симво­лическом ореоле (К. С. Петров-Водкин, А. А. Дейнека, Б. В. Иогансон, М. Б. Греков, И. Д. Шадр, А. Т. Матвеев), но позже нередко превращались в однообразные пред­ставления с вождями и послушными им толпами. Социальные движения 20 в., революции и войны, борьба с фашизмом вызвали подъем историко-революционной живописи, скульпту­ры, графики в разных странах мира (Кете Кольвиц, Фриц Кремер в Гер­мании, Франс Мазереель в Бельгии, Диего Ривера в Мексике, Пабло Пи­кассо во Франции, Ренато Гуттузо в Италии). Вторая мировая война ожи­вила интерес к героическому про­шлому народов России (П. Д. Корин, А. П. Бубнов), а в 1960—1970-х гг. делались попытки обновить И. ж. ро­мантикой образов или необычностью аспектов (Г. М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко). В 1980— 1990-х гг. постмодернизм обратил картины прошлого в неясные ностальгические видения, а соц-арт предал пародийному осмеянию воспоминания о революциях и триумфах.

ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТ­РАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ

версия для печати