РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮРА
РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮРА — род гравюры: воспроизведение живописи и рисунка с целью их популяризации и истолкования. Р. г. возникла в нач. 16 в. (в Италии резцовые гравюры Маркантонио Раймонди; цветные гравюры на дереве кьяроскуро). В 17 в. сложились школы классической резцовой Р. г. (во Фландрии Питер Саутман, Лукас Ворстерман, Паулус Понтиус, во Франции Клод Меллан, Робер Нантёй), отличавшейся пластической ясностью композиции и виртуозной чистотой и строгостью штриха. В 18 в. для репродукционных целей мастерски используются наряду с резцовой гравюрой тоновые техники меццо-тинто (в Англии Джон Рафаэль Смит, Валентайн Грин, Ричард Ирлом), пунктир ( в Англии Фран ческо Бартолоцци), акватинта (во Франции Луи Филибер Дебюкур). В России во 2-й пол. 18 — нач. 19 в. выдвинулись мастера Р. г. резцом и офортом — портретной (Е. П. Че месов, Н. И. Уткин), пейзажной и книжной (С. Ф. Галактионов, А. Г. Ухтомский, К. В. и И. В. Ческие). В 19 в. получила распространение торцовая ксилография, воспроизводившая живопись и — особенно часто — книжный и журнальный рисунок (в России Е. Е. Вернадский, Л. А. Серяков, В. В. Мата). Наследниками классической традиции резцовой Р. г. в России 19 в. были Ф. И. Иордан, И. П. Пожалостин. Техника Р. г: использовалась при производстве почтовых марок.
|