Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ


РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ лаковые изделия русских народно-художественных промыслов. В русскую культуру лаки вошли в нач. 18 в. (убранство дворцовых кабине­тов по дальневосточным образцам). Европейская технология лаковых из­делий (в отличие от восточной) пред­усматривала прессование склеенных листов бумаги или картона: их наби­вают на деревянные или металличе­ские каркасы (соответственно фор­мам изделий); сняв, пропитывают мас­лом, сушат, после столярной и токар­ной обработки грунтуют и шпаклю­ют, покрывают черным лаком. Для живописи на лаковой поверхности в старину служил копаловый лак, а теперь пользуются масляными и тем­перными красками. Изделие просу­шивается и полируется до зеркально­го блеска.

Первое производство Р. х. л. ос­новано московским купцом П. И. Ко­робовым в 1795 — 1798 гг. (табакер­ки, украшенные живописью); крепос­тные крестьяне, работавшие в его мастерской, вносили в роспись свое ощущение мира. В нач. 19 в. мастер­ские лакового дела появились в Мос­кве и Петербурге. Расцвет Р. х. л. наступил после 1825 г. с переходом коробовской фабрики к П. В. Лукутину, когда было достигнуто высокое качество изделий, организована шко­ла мастеров. В миниатюрах преобла­дали народные сюжеты («Чаепития», «Тройки», «Пляски»), копии с кар тин русских художников мифоло­гические и аллегорические мотивы, пейзажи (в т. ч. виды Москвы), натюрморты, сделавшие лукутинское производство уникальным, самобыт­ным искусством. В 1-й пол. 19 в вокруг фабрики возникли другие предприятия, гл. обр. в районе с. Осташково и Жостово Московс­кой губ. Значительной была мастер­ская братьев Вишняковых. Роспись здесь носила характер крестьянского примитива и отличалась повышенной декоративностью. Широкая манера, насыщенная красочность, тонкий каллиграфический узор отличали появившиеся одновременно лаки Сибири и Урала, как и подносы Ниж­него Тагила, впервые показанные на выставке в 1831 г. В 1860— 1870-х гг. высококачественные лаки производи лись в десятке деревень под Моск­вой. В стиле Р. х. л. сказалась смена стилистических направлений про­фессионального искусства. Лукутин ской миниатюре особое своеобразие придавало виртуозное применение перламутра, серебряных и золотых подкладок под живопись, декора «под черепаху». В 1890-х гг. промысел сократился, и качество изделий сни­зилось, гл. обр. из-за копирования безвкусных образцов. В нач. 20 в лукутинское производство прекрати­лось, и в 1910 г. была организована артель в Федоскине (см. Федоскин­ская миниатюра); позже возникли другие центры миниатюрной живопи си на лаковых изделиях (см. Палехс­кая миниатюра, Мстёрская миниа­тюра, Холуйская миниатюра) Р. х. л. во 2-й пол. 20 в. завоевали широкое признание.

РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОН­ТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮ­РА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВ­РОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ

версия для печати