Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
РЕАЛИЗМ


РЕАЛИЗМ (франц.
réalisme, от лат. realis — действительный, веществен­ный) — свойство искусства воспроизводить истину действительности не посредством научного анализа, не посредством мышления в понятиях, а путем воссоздания чувственных форм, в каких идея существует в реальности. При этом произведение высокого реалистического искусства демонстрирует неограниченные воз­можности фантазии, соревнуясь в творческой силе с созидательной мощью природы и человеческого общества. Реалистическое воспроизве­дение действительности основано на единстве художественного обобще­ния и индивидуализации, свойствен­ном художественному образу.

Р., понимаемый как тенденция развития мирового искусства, пред­полагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие на­скальных изображений древнейших человеческих коллективов, идеализа­ция античного искусства, одухотво­ренность и одновременно «натура­лизм» поздней готики и т. д. Особен­но интенсивно развивался Р. в искус­стве Возрождения, от которого (че­рез стадии голландской, фламанд­ской, испанской, французской живо­писи 17 в., «просветительского Р.» 18 в.) тянутся нити к Р. 19 в., когда возникло само понятие Р. (сформу­лировано в литературе Шанфлёри, в изобразительном искусстве Гюставом Курбе).

Р. искусства 19—20 вв. отмечен социальной направленностью, много­мерным изображением существенных сторон общественного бытия, прав­дивостью в деталях наряду с типиче­скими обобщениями, страстностью, пафосом в отстаивании авторского идеала. Вместе с тем наряду с несо­мненными достижениями Р. 19 в. имеет свои слабые стороны по срав­нению с Р. более ранних эпох (напр., иллюстративность, свойственная не­которым мастерам бытового жанра и особенно их последователям в 20 в.).

В истории искусства существуют переходные художественные явления, которые отличает противоречивое единство реалистических и нереа­листических черт. Так, напр., в кон. 19 в. Р. не всегда успешно дистанцировался от натурализма, хотя по самому своему понятию он во многом противоположен ему.

В современной эстетике и искус­ствознании отсутствует окончательно установленое определение Р., его хронологических рамок. В западном искусствознании Р. нередко соотно­сится или даже отождествляется с натурализмом. Среди отечественных эстетиков и искусствоведов распро­странена точка зрения, в соответст­вии с которой развитие Р. либо огра­ничивается определенным художе­ственным течением 19 в., либо рас­ширяется до эпохи Просвещения. В этом случае Р. толкуется не как имманентное искусству свойство, а как определенное локальное худо­жественное явление.

Р. в искусстве часто связан с де­мократическим, иногда даже револю­ционно-радикальным мировоззрени­ем, но эта связь осложняется реаль­ными обстоятельствами времени.

РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОН­ТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮ­РА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВ­РОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ

версия для печати