Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
РИСУНОК


РИСУНОК (англ.
drawing, фр. dessin, нем. Zeichnung, ит. disegno) — изо­бразительное начертание на к.-л. по­верхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом (либо процарапанное твердым ин­струментом на более мягком основа­нии бересте, навощенной дощеч­ке, сырой глине), с помощью графи­ческих средств контурной линии, штриха, пятна. Различные сочетания этих средств позволяют создавать све­тотеневые и тональные эффекты, осу­ществлять пластическую моделиров­ку. Р., как правило, выполняется од­ним цветом либо с более или менее ограниченным участием разных цветов. Р. первичное, простейшее изобразительное средство, с которо­го начинается первобытное и детское творчество, но в результате длитель­ного развития Р. составил одну из важнейших и широко развитых об­ластей изобразительного искусства и лежит в основе всех видов худо­жественных изображений на пло­скости (живопись, графика, рельеф). Р., как правило, составляет началь­ную стадию работы над произведени­ем пластических искусств, играет важнейшую роль в определении очер­таний формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Поэтому Р. в широком смысле пони­мается как совокупность линейно-пластических элементов пластиче­ских искусств. Микеланджело назы­вал Р. «высшей точкой и живописи, и скульптуры, и архитектуры». Р., прежде всего рисование с натуры, служит анализом формы и конструк­ции изображаемых фигур и предме­тов, что делает его одним из важней­ших средств познания и изучения действительности художником. Р., включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и вооб­ражению, составляет основу художе­ственного образования. Как самосто­ятельная область творчества Р. явля­ется главным видом графики и осно­вой всех других ее видов (гравюры, литографии и пр.).

Многочисленные разновидности Р. различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначе­нию, темам и жанрам. Р. может быть станковым графическим произведе­нием или служить вспомогательным средством для создания живописных, графических, скульптурных, архитек­турных, декоративных произведений (набросок, кроки, эскиз, этюд); те и другие могут иметь выдающуюся ху­дожественную ценность. Древнейшие сухие красящие вещества, использу­емые для рисунка, уголь и охра (желтая глина с окислами железа). Со времен античности известны свинцо вые и серебряные штифы, распро­страненные позже в 12—16 вв. В эпо­ху Возрождения входят в употребле­ние сланцевый итальянский каран­даш («черный мел») и сангина («крас­ный мел»); с 16 в. применяется для Р. графит, с кон. 18 в. карандаши в деревянной оправе. Жидкие крася­щие вещества (тушь, бистр, сепия, чернила) наносятся пером (тростни­ковым, птичьим, металлическим) или кистью. Как основа для Р. в древнем мире служил папирус (из стеблей африканского водного растения), в средние века пергамент (из кожи животных), а также бумага (в Китае со 2 в., в Европе с 10 в.). Пергамент и бумага нередко грунтовались, окрашивались в разные цвета. Художе­ственные методы Р. разнообразныот беглых набросков до четких лине­арных Р. кистью и пером, часто с элементами светотени и тона (штриховка, растушевка, размывка) и чисто тоновых Р. кистью, прибли­жающихся к живописи. Р. могут быть монохромными, подцвеченными (ак­варелью, гуашью, пастелью, пандой, фломастерами и т. д.) или много­цветными: акварель, гуашь, пастель, тушь могут служить для создания как Р., так и собственно живописных произведений. С эпохи палеолита известны Р., гравированные на ска­лах, на кости (животные, сцены охо­ты). Графичны, четки древнеегипет­ские линейные Р. на папирусах; древ­негреческие Р. на белофонных лекифах, на пластинах замечательны пластичностью, изяществом контура. С 4 в. до н. э. развивается тонкий, каллиграфический Р. Дальнего Вос­тока. От средневекового европейско­го искусства дошли архитектурные проектные Р. и контурные подлинни­ки росписей, икон, Р. в рукописях. В эпоху Возрождения закладываются теоретические и практические осно­вы методики Р.; становится системой рисование с натуры. Р. вбирает в себя достижения науки (законы светоте­ни, анатомии, перспективы). Наряду с этюдом, эскизом, наброском, ана­томической и научно-естественной штудией возникает станковый Р. с его жанрами (портрет, пейзаж, фигурная композиция). С кон. 16 в. складыва­ется академическая система обучения Р. (копирование «оригиналов» Р. признанных мастеров, затем рисова­ние с гипсовых слепков античных статуй и лишь в заключение с живой натуры); в противовес этой жесткой системе сложились как свободный, эмоциональный, так и строгий, реалистически точный типы Р., а в 19—20 вв. также графичный Р., рассчитанный на воспроизведение в печати и остро выразительный, эк­спрессивный, нарушающий традици­онные нормы Р. художников авангар­дных направлений.

РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОН­ТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮ­РА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНИЗМ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВ­РОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ

версия для печати