Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ


(англ.
romanesque style, фр. art roman, нем. Romanik) художественный стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве стран Зап. и Центр. Европы. Р. с. был первым после античности крупным художественным стилем, объединив­шим в единое целое все виды искус­ства на огромных территориях. Раз­витие Р. с. длится с 11 до сер. 13 в., когда его сменяет готика (во Фран­ции первое готическое сооружение появляется уже в сер. 12 в.).

После разделения христианской церкви на западную и восточную вет­ви (окончательно в 1054—1204) ка­толицизм стал мощнейшим фактором развития Зап. и Центр. Европы, под­чинившим искусство своему влиянию и потребностям. Это обеспечило единство Р. с. и силу его художе­ственной выразительности.

Синтез всех искусств, органич­ность и цельность художественного ансамбля были осуществлены на ос­нове важнейшего вида искусстваархитектуры: в романском зодчест­ве впервые последовательно выраже­ны главные цели культового строительства построение дома Бога и создание организованного простран­ства для объединения верующих и совершения ритуала. Романский храм базилика (как правило, трех нефная), построенная из тщательно отесанного камня с безупречной ос­новательностью; спокойная, суровая сила романского зодчества, особен­но впечатляющая в природном окру­жении, компактные формы, лаконизм и ясность силуэта делают базилику Р. с. ярким олицетворением религи­озного идеала. Для романских храмов характерны массивность стен и ба­шен, мощные опоры, несущие тя­жесть цилиндрических или кресто­вых сводов, полукруглые арки и за­вершения порталов, преобладание горизонталей. Особое значение полу­чает восточная часть базилики хор, расположенный между апсидой и трансептом, который выдается из тела здания, что придает ему план латинского креста. При равной вы­соте и ширине центрального нефа и трансепта место их пересечения (средокрестие) получает форму квадрата и становится модулем плана: в цент­ре средокрестия помещается алтарь, под ним крипта с реликвиями; на высоких арках, ограничивающих сре докрестие, на парусах или тромпах возводился купол, над которым сна­ружи возвышалась башня. Централь­ный неф шире и выше боковых (при связанной системе вдвое). Храм освещался через окна центрального нефа. Романская базилика впечатля­ет ясной стереометрией своих объ­емов и четким разделением однород­ных пространственных ячеек, стро­гостью ритма. Это ощущение усили­вали парные башни по сторонам за­падного фасада и хора. В Германии имперские соборы сохранили запад­ный литургический центр (развив­шийся из каролингского вестверка). На юге и юго-западе Франции строи­лись купольные базилики. В Италии в 12 в. появился в Тоскане инкрустационный стиль, связанный с возни­кновением Проторенессанса.

Монументальная живопись и скульптура неразрывно связаны с ар­хитектурой Р. с., подчинены ее фор­мам и ритмам, оживляют ее мощью пластики и грозной, звучной цвето­вой гаммой. Иконография романских росписей и рельефов четко опреде­лена: Вседержитель или Богоматерь изображены в конхе апсиды. Страш­ный суд на западной стене; рель­ефное изображение Страшного суда помещается в тимпанах западных порталов. В росписи преобладают сцены из Ветхого и Нового заветов. Отвлеченные, иератически строгие человеческие фигуры, суровые лица с широко раскрытыми глазами выра­жают вечный и неизменный мир христианского вероучения. Плоско­стные, упрощенные формы наделены удивительной одухотворенностью и экспрессией. Господство линии и цве­тового пятна выразилось и в родив­шемся искусстве витража. Стили­зованная, плоскостная, но под­час полная экспрессии скульптура со­средоточена на капителях и в порта­лах.

Р. с. ярко проявил себя в искусст­ве миниатюры, в литье, чеканке, эма­ли, ткачестве, ковроделии, резьбе по дереву и кости.

РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОН­ТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮ­РА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНИЗМ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВ­РОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ

версия для печати