Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
После разделения христианской церкви на западную и восточную ветви (окончательно в 1054—1204) католицизм стал мощнейшим фактором развития Зап. и Центр. Европы, подчинившим искусство своему влиянию и потребностям. Это обеспечило единство Р. с. и силу его художественной выразительности. Синтез всех искусств, органичность и цельность художественного ансамбля были осуществлены на основе важнейшего вида искусства — архитектуры: в романском зодчестве впервые последовательно выражены главные цели культового строительства — построение дома Бога и создание организованного пространства для объединения верующих и совершения ритуала. Романский храм — базилика (как правило, трех нефная), построенная из тщательно отесанного камня с безупречной основательностью; спокойная, суровая сила романского зодчества, особенно впечатляющая в природном окружении, компактные формы, лаконизм и ясность силуэта делают базилику Р. с. ярким олицетворением религиозного идеала. Для романских храмов характерны массивность стен и башен, мощные опоры, несущие тяжесть цилиндрических или крестовых сводов, полукруглые арки и завершения порталов, преобладание горизонталей. Особое значение получает восточная часть базилики — хор, расположенный между апсидой и трансептом, который выдается из тела здания, что придает ему план латинского креста. При равной высоте и ширине центрального нефа и трансепта место их пересечения (средокрестие) получает форму квадрата и становится модулем плана: в центре средокрестия помещается алтарь, под ним — крипта с реликвиями; на высоких арках, ограничивающих сре докрестие, на парусах или тромпах возводился купол, над которым снаружи возвышалась башня. Центральный неф шире и выше боковых (при связанной системе — вдвое). Храм освещался через окна центрального нефа. Романская базилика впечатляет ясной стереометрией своих объемов и четким разделением однородных пространственных ячеек, строгостью ритма. Это ощущение усиливали парные башни по сторонам западного фасада и хора. В Германии имперские соборы сохранили западный литургический центр (развившийся из каролингского вестверка). На юге и юго-западе Франции строились купольные базилики. В Италии в 12 в. появился в Тоскане инкрустационный стиль, связанный с возникновением Проторенессанса. Монументальная живопись и скульптура неразрывно связаны с архитектурой Р. с., подчинены ее формам и ритмам, оживляют ее мощью пластики и грозной, звучной цветовой гаммой. Иконография романских росписей и рельефов четко определена: Вседержитель или Богоматерь изображены в конхе апсиды. Страшный суд — на западной стене; рельефное изображение Страшного суда помещается в тимпанах западных порталов. В росписи преобладают сцены из Ветхого и Нового заветов. Отвлеченные, иератически строгие человеческие фигуры, суровые лица с широко раскрытыми глазами выражают вечный и неизменный мир христианского вероучения. Плоскостные, упрощенные формы наделены удивительной одухотворенностью и экспрессией. Господство линии и цветового пятна выразилось и в родившемся искусстве витража. Стилизованная, плоскостная, но подчас полная экспрессии скульптура сосредоточена на капителях и в порталах. Р. с. ярко проявил себя в искусстве миниатюры, в литье, чеканке, эмали, ткачестве, ковроделии, резьбе по дереву и кости. |
РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОНТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮРА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВРОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ |