Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО


РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО вид русского народного искусства, имеющий многовековую ис­торию. В 15—17 вв. русское кружево изготовлялось в основном из золотых и серебряных плетеных нитей, с включением в них золота, бити (сплющенной проволоки), жемчуга и напоминало ювелирные украшения. В 18—19 вв. высокого совершенства достигло народное нитяное круже­во белое или цветное, с добавле­нием шелковых и металлических нитей. Им украшались полотенца, подзоры и другие бытовые изделия. До нас дошли плетеные кружева кон. 18 — нач. 19 в., выполненные в парной (или много­парной) и сцепной технике плетения. Эти кружева плетутся с помощью палочек («к о к л ю ш е к»), по скол­кам кускам картона с наколотым на них булавками рисунком. В сцепном кружеве отдельные части рисунка соединены при помо­щи крючка; орнамент рисуется одной линией с помощью тесьмы «вилюшки». Рисунок кружев был гл. обр. геометрическим, близким к узорно­му ткачеству и строчевой вышивке. Во многих районах узор включал мотив «Древа Жизни» и птиц. На Руси из­древле существовало более примитивное численое кружево, где ри­сунок выполнялся по счету нитей; им украшали крестьянскую одежду и полотенца.

До нач. 19 в. кружевоплетение в России было домашним ремеслом. Со 2-й пол. 19 в. оно переросло в кру­жевной промысел, которым занима­лись десятки тысяч кружевниц в Во­логодской, Орловской, Тульской, Вят­ской, Нижегородской, Казанской, Новгородской, Тверской, Московской и других губерниях. Кружево каждо­го района имело свои особенности. В Михайлове (Рязанская губ.) произ­водили цветное численное «м и х а й л о в с к о е» кружево. В 20 в. главными центрами кружево-плетения стали Вологда и Елец (Липецкая обл.). В вологодском сцепном кружеве узор четко от­делен от фона; крупные формы ор­намента очерчены ровной белой ли­нией на фоне ажурной «решетки» из сквозных кругов, квадратов и шести­угольников. Елецкое к р у ж е в о более воздушно, менее заметен в нем переход от рисунка к фону. Кировское (вятское) сцепное кружево более разнообразно по приемам плетения; рисунок «вилюшкой» может прерываться просветами, а решетка обильно уснащается плотными элементами плетения. Р. н. к. отличается оригинальной техникой плетения и богатством узоров.

РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОН­ТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮ­РА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНИЗМ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВ­РОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ

версия для печати