Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮ­РА


ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮ­РА традиционный российский на­родный художественный промысел миниатюрной росписи лаковых изде­лий. Федоскино ныне село в Мы­тищинском районе Московской обл., крупный центр производства русских художественных лаков. В 19 в. в се­лах Данилково и Федоскино (позже слились) предприниматели П. И. Ко­робов и продолживший его дело П. В. Лукутин создали школу миниа­тюрного письма маслом по лаку, пер­ламутру, сусальному золоту и сереб­ру (сцены катания на тройках, чае­пития, русской пляски, копии картин и портретов). В 1910г. была образо­вана «Федоскинская кустарная артель бывших мастеров фабрики Лукути­на». Преемственная связь с наследи­ем лукутинских лаков определила традиционность приемов и стиля ар­тели. Однако работа по образцам, предоставленным земством и отража­ющим стилизаторские поиски в ху­дожественной промышленности мо­дерна (подражание фарфоровой росписи с мотивами цветов и птиц; силуэтные изображения на золотом фоне, варианты византийской и древ­нерусской миниатюры), противоречи­ла сложившейся в промысле на­родной традиции яркой декоративной росписи с реалистической изобрази­тельностью. Эта традиция стала воз­рождаться в 1920-х гг. Особую линию в Ф. м. представлял натюрмортжи­вописные композиции из цветов, овощей и фруктов, иногда с бабочка­ми и птицами. Пластичность, богатые декоративные эффекты отлича­ют эту роспись на черном фоне (мас­тера А. А. Кругликов, В. С. Бород­кин, И. С. Семенов). Продолжателем традиций мастерской Вишняковых был А. Г. Вишняков, мастер декора­тивного натюрморта и пейзажа, рас­писывавший как изделия из папье-маше, так и жестяные подносы. В 1931 г. в Федоскине создана профес­сионально-техническая школа. В 1940-х гг. в артели работали ее вос­питанники Г. К. Точенов, М. Г. Па­шинин, В. Д. Липицкий, А. С. Стра­хов, М. С. Чижов, чье творчество оп­ределило развитие Ф. м. в 1950— 1960-х гг. Наряду с традиционными лукутинскими сюжетами утверждают­ся сказки, бытовой жанр, пейзаж. Сохраняется черная лаковая основа живописи на папье-маше, живопись «по-плотному» и «по-сквозному» на перламутре, сусальном золоте и се­ребре. Для работ молодых художни­ков Федоскина характерны деко­ративная тонкость, продолжение ор­наментальных традиций, а в 1980— 1990-х гг. возрождается культура предметной формы.

ФАБЕРЖЕ ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ ФАКТУРА ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ФАН ФАНТАСТИКА ФАРФОР ФАС ФАСАД ФАСКА ФАСЦИИ ФАХВЕРК ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ ФАЯНС ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮ­РА ФЕЛОНЬ ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА ФЕСТОНЫ ФИАЛ ФИБУЛА ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ФИКСАТИВ ( ФИКСАЦИЯ ФИЛЁНКА ФИЛИГРАНЬ ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШ­КА ФИНИФТЬ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ФЛЕЙЦ ФЛИГЕЛЬ ФЛОМАСТЕР ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА ФЛУКСУС ФЛЯГА ФОВИЗМ ФОЛОС ФОН ФОНАРЬ ФОНТАН ФОРЗАЦ ФОРМА ФОРМАЛИЗМ ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД ФОРМАТ ФОРМОВКА ФОРМОВЩИК ФОРТ ФОРУМ ФОТОГРАФИКА ФОТОИСКУССТВО ФОТОМОНТАЖ ФОТОТИПИЯ ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК ФРЕСКА ФРЕСКО А СЕККО ФРИЗ ФРОНТАЛЬНОСТЬ ФРОНТИСПИС ФРОНТОН ФРОНТОНЧИК ФРОТТАЖ ФРЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ФУНКЦИЯ ФУРКИ ФУСТ ФУСУМА ФУТУРИЗМ ФЭН-ШУЙ ФЮМАЖ

версия для печати