Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ФУТУРИЗМ


ФУТУРИЗМ (от лат.
futurum — бу­дущее) литературно-художествен­ное направление нач. 20 в. в Италии и России. В 1909 г. итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти опуб­ликовал «Манифест футуризма», по­ложив начало этому направлению. В следующем году сложилась футури­стическая группировка, в которую помимо Маринетти вошли художни­ки Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северини, Джакомо Балла. Идейно-эстетическая программа объединения излагалась в ряде манифестов: «Манифест худож­ников-футуристов» (1910), «Техни­ческий манифест футуристической живописи» (1910), «Манифест футу­ристической скульптуры» (1912), «Манифест футуристической архи­тектуры» (1914) и др. Футуристы с презрением отвергали прошлое, тра­диционную культуру во всех ее про­явлениях и воспевали будущеенаступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и тем­пов жизни. Стилистика футуристи­ческой живописи складывалась под влиянием французского кубизма, од­нако итальянские художники отвер­гали кубический принцип анализа формы и стремились к непосред­ственному эмоциональному выраже­нию динамики современного мира. Для их живописи характерны «энер­гетические» композиции с раздроб­ленными на фрагменты фигурами и пересекающими их острыми углами. В ней преобладают вертящиеся, мель­кающие, взрывоподобные формы зиг­зага, спирали, эллипса, воронки, ско­шенного конуса. Один из основных принципов футуристической карти­ны симультанность (одновремен­ность), т. е. совмещение в одной ком­позиции разных моментов движения. Футуристы выдвинули идею открыто­го произведения искусства, вторгаю­щегося в реальное пространство, ох­ватывающего зрителя со всех сторон (попытки ее осуществления «пла­стико-динамические комплексы» Балла, скульптура Боччони). Пропа­гандируя свои идеи, футуристы при­бегали к эксцентричным манифеста­циям и провоцирующим жестам; в их шумных выступлениях зарождался акционизм как форма авангардист­ского искусства. После первой миро­вой войны Ф. угасает, однако в 1920-х гг. его эстетика реанимируется в движении, получившем позднее на­звание «второго футуризма» (Энри­ко Прамполини, Фортунато Деперо). В России Ф. проявился гл. обр. в поэзии; в живописи существовало на­правление кубофутуризма (Д. Д. Бур­люк, О. В. Розанова).

ФАБЕРЖЕ ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ ФАКТУРА ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ФАН ФАНТАСТИКА ФАРФОР ФАС ФАСАД ФАСКА ФАСЦИИ ФАХВЕРК ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ ФАЯНС ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮ­РА ФЕЛОНЬ ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА ФЕСТОНЫ ФИАЛ ФИБУЛА ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ФИКСАТИВ ( ФИКСАЦИЯ ФИЛЁНКА ФИЛИГРАНЬ ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШ­КА ФИНИФТЬ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ФЛЕЙЦ ФЛИГЕЛЬ ФЛОМАСТЕР ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА ФЛУКСУС ФЛЯГА ФОВИЗМ ФОЛОС ФОН ФОНАРЬ ФОНТАН ФОРЗАЦ ФОРМА ФОРМАЛИЗМ ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД ФОРМАТ ФОРМОВКА ФОРМОВЩИК ФОРТ ФОРУМ ФОТОГРАФИКА ФОТОИСКУССТВО ФОТОМОНТАЖ ФОТОТИПИЯ ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК ФРЕСКА ФРЕСКО А СЕККО ФРИЗ ФРОНТАЛЬНОСТЬ ФРОНТИСПИС ФРОНТОН ФРОНТОНЧИК ФРОТТАЖ ФРЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ФУНКЦИЯ ФУРКИ ФУСТ ФУСУМА ФУТУРИЗМ ФЭН-ШУЙ ФЮМАЖ

версия для печати