ФУНКЦИЯ
ФУНКЦИЯ (лат. functio — исполнение) — назначение,роль, целенаправленное действие; в искусстве — целевое предназначение художественного произведения.
В архитектуре и прикладных искусствах Ф. выступает как важнейший импульс, побуждающий к творчеству, как зерно, из которого произрастают идея, содержание произведения, как общая цель, программа, намечающая основные черты художественной формы, будь то план и пространственная организация сооружения или пластическая форма и орнаментация предмета. В созданном сооружении или предмете Ф. живет как его внутренний смысл, источник жизнедеятельности. Ф. служит базой для единства конструкции и пластики, для архитектурной и предметной композиции. В истории произведения может произойти смена Ф.: древний храм может стать историко-культурным памятником, античная ваза — музейным экспонатом; современный зритель, оценивая их конструкцию, пластику, тектонику, вновь переживает Ф., давшую жизнь зданию и предмету, вдохнувшую в них дух гармонии. Т. о. здесь Ф. сохраняется как воспоминание о древнем культе или обиходе. Известна и другая культурная ситуация, чуждая народному или молодому, полному жизни искусству: жилая, храмовая, общественная Ф. здания, бытовая Ф. предмета стираются, отступают перед демонстрацией власти, амбиций, богатства. Это создает культ масштаба, материальной массы, неиспользуемого пространства, самодовлеющих украшений, что знакомо каждой культуре при ее упадке. Функционализм 20 в. объявил войну извращениям архитектурной логики, утвердив основой зодчества Ф., основные человеческие и общественные потребности. Жизненные процессы, обращаемые в планы и пространственные структуры сооружений, диктовали экономную конструкцию и пластику, и это создавало иллюзию, что «все, что хорошо функционирует, хорошо выглядит». С функционализмом связано уточнение Ф. предмета, выработка наиболее целесообразных, т. е. удобных, красивых и экономичных, образцов для массового производства. Однако экономика, ради которой создавались концепции функционализма, со временем вытеснила Ф. Если один из крупнейших архитекторов 20 в. Людвиг Мис ван дер Роэ стремился создавать «пространство, удобное для любой Ф.», то во многих случаях, в т. ч. в советской архитектуре 1960-х гг., строительная коробка становилась выражением равнодушия к человеку, к его потребностям и к функциональным качествам архитектуры безличным вместилищем всех Ф. Равнодушие к человеку проявилось и в обезличенности массового производства бытовых вещей, неудобных для использования, — в советском обиходе с 1930-х гг., равно как в отстранении декоративного искусства с середины 1960-х гг. от массового производства функционально необходимых предметов. Появление дизайна, повернувшего в Европе, Америке, Японии художественное производство к функциональной обусловленности предмета, на советской почве мало затронуло мир бытовых вещей.
Изобразительные искусства рождались как деятельность, в целом подчиненная магическим, мифологическим и позже религиозным Ф. Воплощением единства искусства (с его необходимыми качествами творческой свободы и независимости эстетического суждения) и религиозно-культовых Ф. явились иконографические и образные каноны древнего мира и средних веков. Поздняя готика и культура Возрождения создали мощные импульсы для самоопределения искусства как особой самоценной деятельности. Это не означало, однако, освобождения его от любых Ф., поскольку искусство возлагало на себя роль истолкователя коренных философских, космологических, этических, социальных и иных проблем, равно как декоративную Ф.
В кон. 18 в. Иммануил Кант назвал искусство свободной игрой познавательных способностей, а прекрасное — незаинтересованным наслаждением; т. о. он впервые вывел Ф. за пределы искусства. В 19 в. сложилась концепция «искусства для искусства», связанная с художественной практикой позднего романтизма, эстетизма я натурализма, а во 2-й пол. века — с рождением модернизма. Параллельно в 19 в. растет представление о высокой роли искусства в социальной, нравственной и религиозной сфере, о Ф. художника как моралиста, проповедника, судьи, вдохновителя общественных движений (А. А. Иванов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, Джон Рёскин). В нач. 20 в. теоретики авангардизма (Херберт Рид, Клайв Белл) отождествляют искусство со всякой заведомо бесцельной деятельностью, освобожденной от Ф.; в 1920-х гг. Левый фронт искусств и родственные группы в Европе, напротив, отрицали всякое искусство, лишенное прямых общественных Ф., в т. ч. все виды станкового искусства. В советском искусстве 1930—1970-х гг. обе концепции были осуждены, станковое искусство заняло ведущие позиции, но было истолковано как носитель социальных Ф., внедряющий в сознание масс коммунистические идеи. Практика внефункционального авангардного искусства, парадоксального как в жизненных импульсах, так и в обратных связях с реальностью, дополнилась в 1980—1990-х гг. насмешками над мнимой функциональностью советского искусства (соц-арт). Тем не менее в кон. 20 в. становятся ощутимы устремления художников, мечтающих вернуть искусству утраченные им воспитательные социальные и религиозно-нравственные Ф.
|
|
ФАБЕРЖЕ
ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
ФАКТУРА
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
ФАН
ФАНТАСТИКА
ФАРФОР
ФАС
ФАСАД
ФАСКА
ФАСЦИИ
ФАХВЕРК
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ
ФАЯНС
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА
ФЕЛОНЬ
ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА
ФЕСТОНЫ
ФИАЛ
ФИБУЛА
ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
ФИКСАТИВ (
ФИКСАЦИЯ
ФИЛЁНКА
ФИЛИГРАНЬ
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
ФИНИФТЬ
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
ФЛЕЙЦ
ФЛИГЕЛЬ
ФЛОМАСТЕР
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА
ФЛУКСУС
ФЛЯГА
ФОВИЗМ
ФОЛОС
ФОН
ФОНАРЬ
ФОНТАН
ФОРЗАЦ
ФОРМА
ФОРМАЛИЗМ
ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД
ФОРМАТ
ФОРМОВКА
ФОРМОВЩИК
ФОРТ
ФОРУМ
ФОТОГРАФИКА
ФОТОИСКУССТВО
ФОТОМОНТАЖ
ФОТОТИПИЯ
ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК
ФРЕСКА
ФРЕСКО А СЕККО
ФРИЗ
ФРОНТАЛЬНОСТЬ
ФРОНТИСПИС
ФРОНТОН
ФРОНТОНЧИК
ФРОТТАЖ
ФРЯЗЬ
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
ФУНКЦИЯ
ФУРКИ
ФУСТ
ФУСУМА
ФУТУРИЗМ
ФЭН-ШУЙ
ФЮМАЖ
|