Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ФУНКЦИЯ


ФУНКЦИЯ
(лат.
functio — испол­нение) назначение,роль, целенап­равленное действие; в искусствецелевое предназначение художествен­ного произведения.


В архитектуре и прикладных ис­кусствах Ф. выступает как важней­ший импульс, побуждающий к твор­честву, как зерно, из которого произ­растают идея, содержание произведе­ния, как общая цель, программа, на­мечающая основные черты художе­ственной формы, будь то план и про­странственная организация сооруже­ния или пластическая форма и орна­ментация предмета. В созданном со­оружении или предмете Ф. живет как его внутренний смысл, источник жиз­недеятельности. Ф. служит базой для единства конструкции и пластики, для архитектурной и предметной ком­позиции. В истории произведения может произойти смена Ф.: древний храм может стать историко-культур­ным памятником, античная вазамузейным экспонатом; современный зритель, оценивая их конструкцию, пластику, тектонику, вновь пережи­вает Ф., давшую жизнь зданию и предмету, вдохнувшую в них дух гар­монии. Т. о. здесь Ф. сохраняется как воспоминание о древнем культе или обиходе. Известна и другая культур­ная ситуация, чуждая народному или молодому, полному жизни искусст­ву: жилая, храмовая, общественная Ф. здания, бытовая Ф. предмета стира­ются, отступают перед демонстрацией власти, амбиций, богатства. Это со­здает культ масштаба, материальной массы, неиспользуемого пространст­ва, самодовлеющих украшений, что знакомо каждой культуре при ее упадке. Функционализм 20 в. объявил войну извращениям архитектурной логики, утвердив основой зодчества Ф., основные человеческие и обще­ственные потребности. Жизненные процессы, обращаемые в планы и пространственные структуры соору­жений, диктовали экономную кон­струкцию и пластику, и это создава­ло иллюзию, что «все, что хорошо функционирует, хорошо выглядит». С функционализмом связано уточнение Ф. предмета, выработка наиболее целесообразных, т. е. удобных, кра­сивых и экономичных, образцов для массового производства. Однако эко­номика, ради которой создавались концепции функционализма, со вре­менем вытеснила Ф. Если один из крупнейших архитекторов 20 в. Люд­виг Мис ван дер Роэ стремился со­здавать «пространство, удобное для любой Ф.», то во многих случаях, в т. ч. в советской архитектуре 1960-х гг., строительная коробка ста­новилась выражением равнодушия к человеку, к его потребностям и к функциональным качествам архитек­туры безличным вместилищем всех Ф. Равнодушие к человеку прояви­лось и в обезличенности массового производства бытовых вещей, неудоб­ных для использования, в со­ветском обиходе с 1930-х гг., равно как в отстранении декоративного ис­кусства с середины 1960-х гг. от мас­сового производства функционально необходимых предметов. Появление дизайна, повернувшего в Европе, Америке, Японии художественное производство к функциональной обусловленности предмета, на со­ветской почве мало затронуло мир бытовых вещей.


Изобразительные искусства
ро­ждались как деятельность, в целом подчиненная магическим, мифологи­ческим и позже религиозным Ф. Во­площением единства искусства (с его необходимыми качествами творчес­кой свободы и независимости эсте­тического суждения) и религиозно-культовых Ф. явились иконографи­ческие и образные каноны древнего мира и средних веков. Поздняя го­тика и культура Возрождения созда­ли мощные импульсы для самоопре­деления искусства как особой само­ценной деятельности. Это не означа­ло, однако, освобождения его от лю­бых Ф., поскольку искусство возла­гало на себя роль истолкователя ко­ренных философских, космологиче­ских, этических, социальных и иных проблем, равно как декоративную Ф.

В кон. 18 в. Иммануил Кант назвал искусство свободной игрой познава­тельных способностей, а прекрас­ное незаинтересованным наслаж­дением; т. о. он впервые вывел Ф. за пределы искусства. В 19 в. сложилась концепция «искусства для искусст­ва», связанная с художественной практикой позднего романтизма, эстетизма я натурализма, а во 2-й пол. века с рождением модерниз­ма. Параллельно в 19 в. растет пред­ставление о высокой роли искусства в социальной, нравственной и рели­гиозной сфере, о Ф. художника как моралиста, проповедника, судьи, вдохновителя общественных движе­ний (А. А. Иванов, Н. Г. Чернышев­ский, Л. Н. Толстой, Джон Рёскин). В нач. 20 в. теоретики авангардизма (Херберт Рид, Клайв Белл) отожде­ствляют искусство со всякой заведо­мо бесцельной деятельностью, осво­божденной от Ф.; в 1920-х гг. Левый фронт искусств и родственные груп­пы в Европе, напротив, отрицали всякое искусство, лишенное прямых общественных Ф., в т. ч. все виды станкового искусства. В советском искусстве 1930—1970-х гг. обе кон­цепции были осуждены, станковое искусство заняло ведущие позиции, но было истолковано как носитель социальных Ф., внедряющий в созна­ние масс коммунистические идеи. Практика внефункционального аван­гардного искусства, парадоксального как в жизненных импульсах, так и в обратных связях с реальностью, до­полнилась в 1980—1990-х гг. насмеш­ками над мнимой функциональ­ностью советского искусства (соц-арт). Тем не менее в кон. 20 в. ста­новятся ощутимы устремления худож­ников, мечтающих вернуть искусству утраченные им воспитательные социальные и религиозно-нравствен­ные Ф.

ФАБЕРЖЕ ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ ФАКТУРА ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ФАН ФАНТАСТИКА ФАРФОР ФАС ФАСАД ФАСКА ФАСЦИИ ФАХВЕРК ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ ФАЯНС ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮ­РА ФЕЛОНЬ ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА ФЕСТОНЫ ФИАЛ ФИБУЛА ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ФИКСАТИВ ( ФИКСАЦИЯ ФИЛЁНКА ФИЛИГРАНЬ ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШ­КА ФИНИФТЬ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ФЛЕЙЦ ФЛИГЕЛЬ ФЛОМАСТЕР ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА ФЛУКСУС ФЛЯГА ФОВИЗМ ФОЛОС ФОН ФОНАРЬ ФОНТАН ФОРЗАЦ ФОРМА ФОРМАЛИЗМ ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД ФОРМАТ ФОРМОВКА ФОРМОВЩИК ФОРТ ФОРУМ ФОТОГРАФИКА ФОТОИСКУССТВО ФОТОМОНТАЖ ФОТОТИПИЯ ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК ФРЕСКА ФРЕСКО А СЕККО ФРИЗ ФРОНТАЛЬНОСТЬ ФРОНТИСПИС ФРОНТОН ФРОНТОНЧИК ФРОТТАЖ ФРЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ФУНКЦИЯ ФУРКИ ФУСТ ФУСУМА ФУТУРИЗМ ФЭН-ШУЙ ФЮМАЖ

версия для печати