ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (англ. art education, нем. Kunsterziehung) — процесс усвоения знаний и навыков в области искусства в определенной системе. Результатом его является подготовка обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством;
X. о. — также система подготовки квалифицированных специалистов всех видов пластических искусств и искусствоведов. Она обеспечивает подготовку художников высшей и средней квалификации. В систему X. о. входят: высшие учебные заведения (академии, университеты, институты), средние специальные (художественные училища, училища искусств), а также детские художественные школы и школы искусств.
В России первым государственным художественным учебным заведением стала Академия художеств (1757). В 1832 г. в Москве при Художественном обществе возник художественный кружок, который в 1843 г. переименован в Училище живописи и ваяния. В 1865 г. к училищу была присоединена Архитектурная школа. В 1918 г. училище преобразовано в Государственные свободные художественные мастерские. Аналогичные учебные заведения были созданы на базе художественных училищ в Петрограде, Казани, Саратове, Харькове и др. В 1920 г. путем слияния 1-х и 2-х свободных художественных мастерских и Строгановского училища (основано в 1825) в Москве создается Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские) с факультетами: художественные — живописи, скульптуры, архитектуры и производственные — полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный, металлообрабатывающий. В 1926—1927 гг. преобразован во Вхутеин (Высший художественно-технический институт). Ранее (1922) подобное учебное заведение было создано в Петрограде. Оба учебных заведения со временем эволюционировали от принципов художественного конструирования (дизайна) к традиционным формам обучения и стали готовить преимущественно художников-станковистов. На основе Вхутеина в 1939 г. в Москве создан Московский художественный институт (с 1948 г. — им. В. И. Сурикова), а в Ленинграде в 1932 г. — Институт живописи, скульптуры и архитектуры.
В 1950— 1980-е гг. в России заметно расширяется сеть высших и средних художественных учебных заведений, а также детских художественных школ. К нач. 1994 г. кадры художников высшей квалификации готовили: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской академии художеств. Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова Российской академии художеств, Российская академия живописи, ваяния и зодчества с филиалом в Перми, Московское высшее художественно-промышленное училище им. С. Г. Строганова, Санкт-Петербургское художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, Красноярский художественный институт Российской академии художеств с отделением в Якутске, а также художественные факультеты в Дальневосточном (Владивосток) и Уфимском институтах искусств. Специалисты средней квалификации обучаются в 59 художественных училищах и на 38 отделениях при училищах искусств. Начальную подготовку и обучение основам пластических искусств обеспечивают около тысячи детских художественных школ и более трехсот отделений при детских школах искусств.
|
|
ХАДАК
ХАЙГА
ХАЙ-ТЕК
ХАММАМ
ХАН
ХАН
ХАНАКА
ХАНИВА
ХАРАМ
ХАРАМЛИК
ХАРИМ
ХАРМИКА
ХАТАИ
ХАТОРИЧЕСКАЯ КОЛОННА
ХАТТ МАНСУБ
ХАУЗ
ХАЧКАР
ХАШАН
ХЕПЛУАЙТ
ХЁМОН
ХИАЗМ
ХИЙД
ХИМЕРА
ХИРАНИВА
ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ
ХОЛОДНЫЙ ЦВЕТ
ХОЛСТ
ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА
ХОР
ХОРОМЫ
ХОРОС
ХОРУГВЬ
ХОРЫ
ХОТЬКОВСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
ХРАМ
ХРАМ В АНТАХ
ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА
ХРОМАТИЗМ
ХРОМОЛИТОГРАФИЯ
ХРУСТАЛЬ
ХУА-НЯО
ХУДЖРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДАРОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК
ХУДОЖНИК
ХУРДЭ
ХУРЭ
ХЭППЕНИНГ
|