ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ, хохлома — русский народный художественный промысел, традиционное искусство изготовления деревянных расписных изделий. Возник во 2-й пол. 17 в. в Заволжье на территории Ковернинского р-на Нижегородской обл. Название промыслу дало с. Хохлома, центр сбыта изделий местных ремесленников. Иконописцы-старообрядцы, знавшие приемы дешевого «золочения» дерева, способствовали возникновению здесь оригинальной техники окраски предметов без применения золота. Выточенная посуда грунтовалась раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях — алюминия), по слою которого производилась в свободной кистевой манере роспись, гл. обр. растительный травный орнамент. Затем изделие покрывалось лаком из льняного масла и прогревалось в печи, где пленка лака желтела и становилась похожей на золото. Для Хохломы, сохранившей старую технику до наших дней, характерны две разновидности росписи «верховая» и «под фон» «Верхи вая» роспись — это рисунок черной или красной краской, наносимой на золотую поверхность, где он образует легкий ажурный узор (композиции «травная роспись», «под листок», «пряник», «осочка»). Роспись «под фон» имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном (своеобразная разновидность росписи — «кудрина») .
Первоначально хохломские изделия были токарными, столярная посуда стала изготовляться во 2-й пол. 19 в Угасавший в нач. 20 в. промысел возрождается в 1920-х гг., когда мастера объединились в артели, И. Е. Тюкалов, братья Красильниковы, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, Ф. А. Бедин оставили яркий след в истории промысла. В 1960-х гг. создаются фабрика «Хохломской художник» на родине промысла с центром в с. Семино (Ковернинский р-н) и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове. Обе ветви промысла выпускают традиционную токарную и резную посуду, мебель, бытовые предметы чаши, миски, солонки, сахарницы, поставцы, пеналы, ложки, детскую мебель. Мастера семинского предприятия культивируют виртуозный травный орнамент, отличающийся красотой полевых трав, ягод, цветов; мастера семеновского объединения предпочитают орнаментальную роспись «под фон» с мелкой Прорисовкой деталей штрихом, крупную «кудрину».
|
|
ХАДАК
ХАЙГА
ХАЙ-ТЕК
ХАММАМ
ХАН
ХАН
ХАНАКА
ХАНИВА
ХАРАМ
ХАРАМЛИК
ХАРИМ
ХАРМИКА
ХАТАИ
ХАТОРИЧЕСКАЯ КОЛОННА
ХАТТ МАНСУБ
ХАУЗ
ХАЧКАР
ХАШАН
ХЕПЛУАЙТ
ХЁМОН
ХИАЗМ
ХИЙД
ХИМЕРА
ХИРАНИВА
ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ
ХОЛОДНЫЙ ЦВЕТ
ХОЛСТ
ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА
ХОР
ХОРОМЫ
ХОРОС
ХОРУГВЬ
ХОРЫ
ХОТЬКОВСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
ХРАМ
ХРАМ В АНТАХ
ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА
ХРОМАТИЗМ
ХРОМОЛИТОГРАФИЯ
ХРУСТАЛЬ
ХУА-НЯО
ХУДЖРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДАРОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК
ХУДОЖНИК
ХУРДЭ
ХУРЭ
ХЭППЕНИНГ
|