ЦВЕТ
ЦВЕТ (англ. colour, фр. couleur, нем. Farbe) — свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойство света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску. В узком смысле слова под Ц. понимают цветовой тон (желтый, красный, синий и т. д.), определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, насыщенностью и яркостью Ц. Неисчерпаемое многообразие Ц. в природе основано на бесконечном множестве градаций светлого и темного, яркого и блеклого, интенсивного и мягкого в пределах каждого тона, на смешении Ц., образующем новые тона и оттенки, на взаимодействии Ц. пред метов и изменчивой окружающей среды. В самом широком значении Ц. означает всю эту сложную и динамичную совокупность градаций, взаимодействия, смешения, изменчивости тонов и оттенков. Ц. в пластических искусствах, отражая цветовое богатство действительности, имеет особые возможности и особые функции, вытекающие из природы искусства. Каждое конкретное художественное произведение по-своему использует потребность человеческого глаза и сознания в красоте и гармонии Ц., его способность активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, волновать и успокаивать его, внушать ему то или иное настроение. В течение тысячелетий развития искусств образовались сложные ассоциации, связанные с Ц., символические смысловые значения Ц. Все это делает Ц. наиболее непосредственным, сравнимым с музыкой, средством общения и внушения, способом передачи представлений, эмоций, оценок, ощущений красоты, гармонии, идеала. Изобразительная функция Ц. в искусстве опирается на богатство Ц. в природе, но следует своей собственной системе, неизбежно более ограниченной в своих возможностях, поскольку краски, используемые художником, значительно ниже естественного Ц. по диапазону светосилы, по многообразию оттенков, по интенсивности и яркости тонов. Искусство возмещает эту ограниченность, организуя свою цветовую систему — колорит, отбирая соответственно ей тона и оттенки, составляющие красочную гамму, пропорционально варьируя краски по светосиле, яркости, насыщенности (т. е. по количеству пигмента в единице связующего вещества), используя отношения, градации, переходы тонов и оттенков, цветовые контрасты, основные цвета и дополнительные цвета, смещение красок на палитре и оптическое смешение их на холсте и т. д. Живопись является главной областью, где разработаны основные принципы цветоведения, взаимосвязи между Ц., формой и светотенью, освещенностью и тенями, системы применения и трактовки Ц. В истории живописи сложились несколько таких систем. Одна из них основана на предметном локальном цвете, на расцветке каждого предмета в соответствии с его окраской в натуре или с символическим значением предмета; при этом Ц. сопоставляются друг с другом, образуя выразительные сочетания. Другая система базируется на создании колористической аналогии реальной окраске предмета и цветам окружающей среды: наложение краски на краску, просвечивание их, система тональностей, контрастов, нюансов, цветных теней и бликов, рефлексов, валёров позволили определить моделировку формы и ее положение в пространстве, удаление от зрителя, воздействие на предмет света, атмосферы и их изменений. В развитии живописи 19—20 вв. можно наблюдать исчезновение локального и неизменного Ц., победу динамичного, изменчивого Ц., раздробленного на основные тона спектра, а затем переход к условному Ц., к его метафорическому значению, к цветовой экспрессии, выражающей субъективный мир художника, и, наконец, к цветовому конструированию мира и его форм с помощью контрастов теплых и холодных тонов и других средств, выработанных в ходе истории развития живописи.
В других видах искусства Ц. так же образует определенную систему, которая, однако, почти никогда не разрабатывается с той последовательностью, как в живописи: в графике, монументальной живописи, сценографии, плакате Ц. используется более избирательно, лаконично, с более активной ролью отдельных цветовых тонов. В архитектуре, скульптуре полихромия выделяет, акцентирует (иногда парадоксально) тектонику, строение, главные характерные особенности сооружения или изваяния; в декоративно-прикладных искусствах и часто в архитектуре цветовой образ непосредственно связан с Ц. примененных материалов. При всех этих различиях Ц. является в искусстве одним из наиболее действенных художественных средств, позволяющих выразить самые сложные замыслы художника и самые тонкие оттенки мысли и чувства. В архитектуре, дизайне, а затем и в станковом искусстве 20 в. Ц. все больше выступает как коммуникативное средство, знак, несущий информацию.
|
|
ЦАМ
ЦАРСКИЕ ВРАТА
ЦВЕТ
ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА
ЦЕК
ЦЕЛЛА
ЦЕЛОСТНОСТЬ
ЦЕНИНА
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОЧКА СХОДА
ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНОЕ ЗДАНИЕ
ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
ЦЕРКОВЬ
ЦИКЛ
ЦИКЛОПИЧЕСКАЯ КЛАДКА
ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СВОД
ЦИНКОГРАФИЯ
ЦИНОВКА
ЦИТАДЕЛЬ
ЦОКОЛЬ
ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ
ЦОКЧИН
ЦУБА
ЦУКИЯМА
ЦУЯ
|