Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЦВЕТ


ЦВЕТ (англ.
colour, фр. couleur, нем. Farbe) — свойство любых материаль­ных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойство света, проходяще­го через окрашенную среду, воспри­нимать ее окраску. В узком смысле слова под Ц. понимают цветовой тон (желтый, красный, синий и т. д.), определяющий своеобразие и приро­ду каждого данного цветового оттен­ка вместе со светлотой, насыщен­ностью и яркостью Ц. Неисчерпае­мое многообразие Ц. в природе ос­новано на бесконечном множестве градаций светлого и темного, яркого и блеклого, интенсивного и мягкого в пределах каждого тона, на смеше­нии Ц., образующем новые тона и оттенки, на взаимодействии Ц. пред метов и изменчивой окружающей среды. В самом широком значении Ц. означает всю эту сложную и дина­мичную совокупность градаций, вза­имодействия, смешения, изменчиво­сти тонов и оттенков. Ц. в пласти­ческих искусствах, отражая цветовое богатство действительности, имеет особые возможности и особые функ­ции, вытекающие из природы искус­ства. Каждое конкретное художе­ственное произведение по-своему ис­пользует потребность человеческого глаза и сознания в красоте и гармо­нии Ц., его способность активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, волновать и успо­каивать его, внушать ему то или иное настроение. В течение тысячелетий развития искусств образовались слож­ные ассоциации, связанные с Ц., сим­волические смысловые значения Ц. Все это делает Ц. наиболее непосред­ственным, сравнимым с музыкой, средством общения и внушения, спо­собом передачи представлений, эмо­ций, оценок, ощущений красоты, гар­монии, идеала. Изобразительная фун­кция Ц. в искусстве опирается на богатство Ц. в природе, но следует своей собственной системе, неизбеж­но более ограниченной в своих воз­можностях, поскольку краски, ис­пользуемые художником, значитель­но ниже естественного Ц. по диапа­зону светосилы, по многообразию оттенков, по интенсивности и ярко­сти тонов. Искусство возмещает эту ограниченность, организуя свою цве­товую систему колорит, отбирая соответственно ей тона и оттенки, составляющие красочную гамму, про­порционально варьируя краски по светосиле, яркости, насыщенности (т. е. по количеству пигмента в еди­нице связующего вещества), исполь­зуя отношения, градации, переходы тонов и оттенков, цветовые контра­сты, основные цвета и дополнитель­ные цвета, смещение красок на па­литре и оптическое смешение их на холсте и т. д. Живопись является главной областью, где разработаны основные принципы цветоведения, взаимосвязи между Ц., формой и све­тотенью, освещенностью и тенями, системы применения и трактовки Ц. В истории живописи сложились не­сколько таких систем. Одна из них основана на предметном локальном цвете, на расцветке каждого предме­та в соответствии с его окраской в натуре или с символическим значе­нием предмета; при этом Ц. сопо­ставляются друг с другом, образуя вы­разительные сочетания. Другая си­стема базируется на создании коло­ристической аналогии реальной ок­раске предмета и цветам окружаю­щей среды: наложение краски на краску, просвечивание их, система тональностей, контрастов, нюансов, цветных теней и бликов, рефлексов, валёров позволили определить моде­лировку формы и ее положение в пространстве, удаление от зрителя, воздействие на предмет света, атмо­сферы и их изменений. В развитии живописи 19—20 вв. можно наблю­дать исчезновение локального и не­изменного Ц., победу динамичного, изменчивого Ц., раздробленного на основные тона спектра, а затем пере­ход к условному Ц., к его метафори­ческому значению, к цветовой эк­спрессии, выражающей субъектив­ный мир художника, и, наконец, к цветовому конструированию мира и его форм с помощью контрастов теп­лых и холодных тонов и других средств, выработанных в ходе исто­рии развития живописи.


В других видах искусства Ц. так же образует определенную систему, которая, однако, почти никогда не разрабатывается с той последователь­ностью, как в живописи: в графике, монументальной живописи, сценографии, плакате Ц. используется бо­лее избирательно, лаконично, с бо­лее активной ролью отдельных цве­товых тонов. В архитектуре, скуль­птуре полихромия выделяет, акценти­рует (иногда парадоксально) тектони­ку, строение, главные характерные особенности сооружения или извая­ния; в декоративно-прикладных ис­кусствах и часто в архитектуре цве­товой образ непосредственно связан с Ц. примененных материалов. При всех этих различиях Ц. является в искусстве одним из наиболее дей­ственных художественных средств, позволяющих выразить самые слож­ные замыслы художника и самые тонкие оттенки мысли и чувства. В архитектуре, дизайне, а затем и в станковом искусстве 20 в. Ц. все больше выступает как коммуникатив­ное средство, знак, несущий инфор­мацию.

ЦАМ ЦАРСКИЕ ВРАТА ЦВЕТ ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА ЦЕК ЦЕЛЛА ЦЕЛОСТНОСТЬ ЦЕНИНА ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОЧКА СХОДА ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНОЕ ЗДАНИЕ ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕ­НИЯ ЦЕРКОВЬ ЦИКЛ ЦИКЛОПИЧЕСКАЯ КЛАДКА ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СВОД ЦИНКОГРАФИЯ ЦИНОВКА ЦИТАДЕЛЬ ЦОКОЛЬ ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ ЦОКЧИН ЦУБА ЦУКИЯМА ЦУЯ

версия для печати