Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОЧКА СХОДА


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОЧКА СХОДА, г л а в н а я  т о ч к а  с х о д ав теории перспективы точка на гори­зонте, в которой сходятся все прямые линии, перпендикулярные пло­скости изображения. В системе клас­сической «центральной» линейной перспективы все построения осуществляются между точкой зрения (в центре мыслимого круга горизонта) и Ц. т. с., причем обе точки строго фиксированы. Приближением к этой системе была система «рыбья кость» в античной живописи (точка схода на одной вертикали); на фреске Рафаэ­ля «Афинская школа» (1509—  1511) — две Ц. т. с. на вертикальной  оси.

         
С установлением системы линей ной перспективы стали складываться  и приемы свободного ее истолкова­ния: в композиции могли определяться несколько точек схода на несколь­ких линиях горизонта (напр., на картине Паоло Веронезе «Брак в Кане», 1563, Париж, Лувр); точки схода могли выноситься за пределы компо­зиции (напр., на гравюре Уильяма Хогарта «Улица пива», 1751). Разме­щение точек схода зависит от по­ложения точки зрения: так, при точ­ке зрения сверху на предмет, грани которого расположены параллельно или под углом не более 45° к кар­тинной плоскости, на линии горизон­та образуются две дистанци­онные точки схода по обе стороны и на равном расстоянии от Ц. т. с., причем это расстояние равно расстоянию от горизонта до точки зрения художника. См. также Пер­спектива.

ЦАМ ЦАРСКИЕ ВРАТА ЦВЕТ ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА ЦЕК ЦЕЛЛА ЦЕЛОСТНОСТЬ ЦЕНИНА ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОЧКА СХОДА ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНОЕ ЗДАНИЕ ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕ­НИЯ ЦЕРКОВЬ ЦИКЛ ЦИКЛОПИЧЕСКАЯ КЛАДКА ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СВОД ЦИНКОГРАФИЯ ЦИНОВКА ЦИТАДЕЛЬ ЦОКОЛЬ ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ ЦОКЧИН ЦУБА ЦУКИЯМА ЦУЯ

версия для печати