Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕ­НИЯ


ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕ­НИЯ постройки, симметричные относительно вертикальной оси в центре главного помещения, кругло­го, квадратного или многоугольного в плане. Многие простейшие жилые, оборонные, погребальные постройки имели круглый план юрты азиат­ских кочевников, индейские вигва­мы, башни бронзового века «нураге» в Сардинии, перекрытые ложными куполами каменные гробницы — толосы Эгейского мира, крестьянские дома «трулли» в Апулии. Древ­ний мир знал развитые типы круглых храмов (храм в Эпидавре, 360— 330 до н. э., архитектор Поликлет Младший, храм Пантеон в Риме, ок. 125). Круглый план имеют многие ступы Индии и аналогичные буддий­ские сооружения Азии, многие хра­мы Дальнего Востока (храм Цинянь дячь в ансамбле «Храм Неба» в Пе­кине, 1420) В средние века получа­ют развитие типы крестово-куполь­ного храма, тетраконха, баптисте­рия. В эпоху Возрождения Ц. с. при­влекают внимание архитекторов как символические сооружения, центры идеальных городов, что подсказало тип капеллы-ротонды (Темпьетто в Риме, 1502, архитектор Донато Бра­манте). В 18—19 вв. многие церкви, павильоны, концертные залы строи­лись как Ц. с. («Храм Дружбы» в Павловске, 1780—1782, архитектор Чарлз Камерон; Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, 1818—1858, ар­хитектор Огюст Монферран, зал Ал­берт-холл в Лондоне, 1867—1871). В архитектуре 20 в. тип Ц. с. принят во многих зрелищных, спортивных, вы­ставочных, промышленных сооруже­ниях (крытый Олимпийский стадион в Москве, 1976—1980, архитекторы М. В. Посохин, Б. И. Тхор и др.).

ЦАМ ЦАРСКИЕ ВРАТА ЦВЕТ ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА ЦЕК ЦЕЛЛА ЦЕЛОСТНОСТЬ ЦЕНИНА ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОЧКА СХОДА ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНОЕ ЗДАНИЕ ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕ­НИЯ ЦЕРКОВЬ ЦИКЛ ЦИКЛОПИЧЕСКАЯ КЛАДКА ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СВОД ЦИНКОГРАФИЯ ЦИНОВКА ЦИТАДЕЛЬ ЦОКОЛЬ ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ ЦОКЧИН ЦУБА ЦУКИЯМА ЦУЯ

версия для печати