Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ДАДАИЗМ


(от фр.
dada — конек, детская деревянная лошадка) ли­тературно-художественное движение, возникшее во время первой мировой войны в Цюрихе среди эмигрантов разных национальностей. Название Д. дано лидером этого течения поэ­том Т. Тцарой. Группировки дадаис­тов существовали также в Берлине, Кёльне, Ганновере, Нью-Йорке, Па­риже. Порожденное смятением перед кошмарным абсурдом мировой бойни, движение «дада» было програм­мно нигилистическим. Клуб цюрих­ских дадаистов «Кабаре Вольтер» привлек внимание скандальными манифестациями антикультурного и антисоциального характера. Движе­ние «дада» было не столько направлением в искусстве, сколько интел­лектуальным бунтом, протестом, что нашло выражение гл. обр. в различных акциях эксцентричных же­стах и шумных представлениях, спла­нированных «событиях», мистифицирующих публику и провоцирующих ее на ответную реакцию возмущения. Видные участники дадаистского дви­жения Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Ханс Арп, Макс Эрнст, Курт Швиттерс. Дадаисты отвергали планомерное построение произведе­ний, канонизировали случайность, прибегали к приемам пародии на творчество и разрушения художе­ственной формы. Таковы реди-мейд Дюшана, перерисовки технических чертежей в полотнах Пикабии, кол­лажи Швиттерса и Арпа. Деятель­ность берлинской группы дадаистов имела ярко выраженную социально-критическую и антимилитаристскую направленность: в нее входили Жорж Гросс и Джон Хартфилд, в дальней­шем ставшие мастерами политиче­ской графики и карикатуры. В Рос­сии и на Украине сходные с Д. черты проявились в искусстве и акциях футуристов; были также группиров­ки, непосредственно близкие к дада­истам. Созданное в 1919 г. парижское объединение дадаистов, изменив свои позиции, основало новое на­правление сюрреализм.

ДАВАТ ДАГОБА ДАГОН ДАДАИЗМ ДАМАСКИРОВАНИЕ ДАМАССКАЯ СТАЛЬ ДАРБАЗИ ДАРОНОСИЦА ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА ДАСТШУЙ ДАЦАН ДВИЖЕНИЕ ДВИЖКИ ДВОРЕЦ ДЕАМБУЛАТОРИЙ ДЕЗУРБАНИЗМ ДЕИСУС ДЕИСУСНЫЙ ЧИН ДЕКАДЕНТСТВО ДЕКАЛЬКОМАНИЯ ДЕКОЛЛАЖ ДЕКОЛЬ ДЕКОР ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУ­РА ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОСТЬ ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАЦИЯ ДЕКОРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКУМАНУС И КАРДО ДЕЛФТСКИЙ ФАЯНС ДЕНТИКУЛЫ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ДЕРЖАВА ДЕСЮДЕПОРТ ДЕТАЛИЗАЦИЯ ДЕТАЛЬ ДЕТИНЕЦ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕФОРМАЦИЯ ДЖАМИ ДЖАМИ АЛЬ-КАБИР ДЖАННА ДЖАХАННАМ ДЖЕД ДЗЁМОН ДЗИНДЗЯ ДИВИЗИОНИЗМ ДИЗАЙН ДИККА ДИЛЕР ДИНАМИКА ДИНЬ ДИОРАМА ДИПТЕР ДИПТИХ ДИСКОС ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОР ДОГУ ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО ДОЛЬМЕН ДОНАТОР ДОНЖОН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА ДОРИЧЕСКАЯ БАЗА ДОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ДОРИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР ДОРОЖКИ ДОСКА ДОСКА ИКОННАЯ ДОСПЕХ ДОТАКУ ДОУГУН ДОУ-ЦАЙ ДОХОДНЫЙ ДОМ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ДРАПИРОВКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СОСУ­ДЫ ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТ­ВО ДРЕЛЬ ДРИППИНГ ДРОМОС ДРУГОЕ ИСКУССТВО ДУБЛЕТ ДУБЛИРОВАНИЕ ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА ДУЧЕНТО ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА ДЫНЬКА ДЬЯКОННИК ДЯНЬ

версия для печати