ДАДАИЗМ
(от фр. dada — конек, детская деревянная лошадка) — литературно-художественное движение, возникшее во время первой мировой войны в Цюрихе среди эмигрантов разных национальностей. Название Д. дано лидером этого течения — поэтом Т. Тцарой. Группировки дадаистов существовали также в Берлине, Кёльне, Ганновере, Нью-Йорке, Париже. Порожденное смятением перед кошмарным абсурдом мировой бойни, движение «дада» было программно нигилистическим. Клуб цюрихских дадаистов «Кабаре Вольтер» привлек внимание скандальными манифестациями антикультурного и антисоциального характера. Движение «дада» было не столько направлением в искусстве, сколько интеллектуальным бунтом, протестом, что нашло выражение гл. обр. в различных акциях — эксцентричных жестах и шумных представлениях, спланированных «событиях», мистифицирующих публику и провоцирующих ее на ответную реакцию возмущения. Видные участники дадаистского движения — Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Ханс Арп, Макс Эрнст, Курт Швиттерс. Дадаисты отвергали планомерное построение произведений, канонизировали случайность, прибегали к приемам пародии на творчество и разрушения художественной формы. Таковы реди-мейд Дюшана, перерисовки технических чертежей в полотнах Пикабии, коллажи Швиттерса и Арпа. Деятельность берлинской группы дадаистов имела ярко выраженную социально-критическую и антимилитаристскую направленность: в нее входили Жорж Гросс и Джон Хартфилд, в дальнейшем ставшие мастерами политической графики и карикатуры. В России и на Украине сходные с Д. черты проявились в искусстве и акциях футуристов; были также группировки, непосредственно близкие к дадаистам. Созданное в 1919 г. парижское объединение дадаистов, изменив свои позиции, основало новое направление — сюрреализм.
|