Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ДИЗАЙН

 

 (англ. design, букв. чер­теж, проект, замысел) особый метод проектиро­вания предметной среды, при кото­ром объекту в соответствии с его основным предназначением прида­ется комплекс взаимосвязанных качеств: красота, целесообразность, экономичность, акцентированная функциональность (или умножение числа функций), физиологическое и психологическое удобство пользова­ния объектом, его четкая социальная ориентация. В Д. воедино слились два направления творческих поисковот функции к форме и от формы к функции.

Как осознанное специальное проектирование Д. появился в кон. 1910-х нач. 1930-х гг. в Рос­сии под названием производственное искусство и в Германии, где его центром стала школа Баухауз. Основным направлением Д. в это время было до­стижение полифункциональности и экономичности в бытовых предметах, утвари, мебели. Дальнейшее развитие Д. получил в период экономического кризиса рубежа 1920—1930-х гг., когда более красивые и удобные из­делия стали пользоваться большим спросом. Центр «художественного», по сути дела, коммерческого Д. пе­реместился в США. Особенно бур­ное развитие Д. испытал в после­военные годы, когда он успешно про­ник в автомобильную промышлен­ность, машиностроение («индастриал дизайн»), сферу рекламы, печат­ной продукции, товарных знаков («график-дизайн»), упаковки, а затем постепенно во все сферы проектиро­вания. Благодаря удачному Д. в об­ласти приборостроения, радиотова­ров, электронной промышленности в 1960—1970-х гг. в число мировых лидеров выдвинулись фирмы «Оливетти», «Филипс», «Сони» и другие, определившие направления художе­ственного формообразования и моды в Д. 1970—1980-х гг.

В 1962 г. создан Всесоюзный на­учно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Ряд его филиалов стали впоследствии самостоятельными институтами. Од­нако монополизированная промыш­ленность, отсутствие конкуренции и постоянный всеобщий дефицит не дали возможности полнокровно­го развития Д. В кон. 1980-хнач. 1990-х гг. возникли творческие союзы дизайнеров российский (с отделениями в областях и автоном­ных республиках), московский и санкт-петербургский, а также мно­жество самостоятельных дизайнерских ателье и студий, стали про­водиться выставки Д. Однако с нач. 1990-х гг. российский Д. разви­вается преимущественно в сфере оформления деловых интерьеров, соз­дания фирменного стиля и в области Д. среды городской и парковой.

В основе современной мировой практики Д. находится концепция Д. как среды, полностью спроектирован­ной и постоянно обновляемой с по­мощью проектирования, как глобаль­ный метод организации мира, вклю чая решение и социальных проблем. В связи с этим возникло определе­ние цивилизации как эпохи проект­ной культуры, в которой Д. является основным методом создания всей ма­териальной, социальной и духовной среды, окружающей человека.

ДАВАТ ДАГОБА ДАГОН ДАДАИЗМ ДАМАСКИРОВАНИЕ ДАМАССКАЯ СТАЛЬ ДАРБАЗИ ДАРОНОСИЦА ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА ДАСТШУЙ ДАЦАН ДВИЖЕНИЕ ДВИЖКИ ДВОРЕЦ ДЕАМБУЛАТОРИЙ ДЕЗУРБАНИЗМ ДЕИСУС ДЕИСУСНЫЙ ЧИН ДЕКАДЕНТСТВО ДЕКАЛЬКОМАНИЯ ДЕКОЛЛАЖ ДЕКОЛЬ ДЕКОР ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУ­РА ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОСТЬ ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАЦИЯ ДЕКОРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКУМАНУС И КАРДО ДЕЛФТСКИЙ ФАЯНС ДЕНТИКУЛЫ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ДЕРЖАВА ДЕСЮДЕПОРТ ДЕТАЛИЗАЦИЯ ДЕТАЛЬ ДЕТИНЕЦ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕФОРМАЦИЯ ДЖАМИ ДЖАМИ АЛЬ-КАБИР ДЖАННА ДЖАХАННАМ ДЖЕД ДЗЁМОН ДЗИНДЗЯ ДИВИЗИОНИЗМ ДИЗАЙН ДИККА ДИЛЕР ДИНАМИКА ДИНЬ ДИОРАМА ДИПТЕР ДИПТИХ ДИСКОС ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОР ДОГУ ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО ДОЛЬМЕН ДОНАТОР ДОНЖОН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА ДОРИЧЕСКАЯ БАЗА ДОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ДОРИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР ДОРОЖКИ ДОСКА ДОСКА ИКОННАЯ ДОСПЕХ ДОТАКУ ДОУГУН ДОУ-ЦАЙ ДОХОДНЫЙ ДОМ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ДРАПИРОВКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СОСУ­ДЫ ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТ­ВО ДРЕЛЬ ДРИППИНГ ДРОМОС ДРУГОЕ ИСКУССТВО ДУБЛЕТ ДУБЛИРОВАНИЕ ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА ДУЧЕНТО ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА ДЫНЬКА ДЬЯКОННИК ДЯНЬ

версия для печати