Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ДИЗАЙН
(англ. design, букв. — чертеж, проект, замысел) — особый метод проектирования предметной среды, при котором объекту в соответствии с его основным предназначением придается комплекс взаимосвязанных качеств: красота, целесообразность, экономичность, акцентированная функциональность (или умножение числа функций), физиологическое и психологическое удобство пользования объектом, его четкая социальная ориентация. В Д. воедино слились два направления творческих поисков — от функции к форме и от формы к функции. Как осознанное специальное проектирование Д. появился в кон. 1910-х — нач. 1930-х гг. в России под названием производственное искусство и в Германии, где его центром стала школа Баухауз. Основным направлением Д. в это время было достижение полифункциональности и экономичности в бытовых предметах, утвари, мебели. Дальнейшее развитие Д. получил в период экономического кризиса рубежа 1920—1930-х гг., когда более красивые и удобные изделия стали пользоваться большим спросом. Центр «художественного», по сути дела, коммерческого Д. переместился в США. Особенно бурное развитие Д. испытал в послевоенные годы, когда он успешно проник в автомобильную промышленность, машиностроение («индастриал дизайн»), сферу рекламы, печатной продукции, товарных знаков («график-дизайн»), упаковки, а затем постепенно во все сферы проектирования. Благодаря удачному Д. в области приборостроения, радиотоваров, электронной промышленности в 1960—1970-х гг. в число мировых лидеров выдвинулись фирмы «Оливетти», «Филипс», «Сони» и другие, определившие направления художественного формообразования и моды в Д. 1970—1980-х гг. В В основе современной мировой практики Д. находится концепция Д. как среды, полностью спроектированной и постоянно обновляемой с помощью проектирования, как глобальный метод организации мира, вклю чая решение и социальных проблем. В связи с этим возникло определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой Д. является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека. |
ДАВАТ ДАГОБА ДАГОН ДАДАИЗМ ДАМАСКИРОВАНИЕ ДАМАССКАЯ СТАЛЬ ДАРБАЗИ ДАРОНОСИЦА ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА ДАСТШУЙ ДАЦАН ДВИЖЕНИЕ ДВИЖКИ ДВОРЕЦ ДЕАМБУЛАТОРИЙ ДЕЗУРБАНИЗМ ДЕИСУС ДЕИСУСНЫЙ ЧИН ДЕКАДЕНТСТВО ДЕКАЛЬКОМАНИЯ ДЕКОЛЛАЖ ДЕКОЛЬ ДЕКОР ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОСТЬ ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАЦИЯ ДЕКОРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКУМАНУС И КАРДО ДЕЛФТСКИЙ ФАЯНС ДЕНТИКУЛЫ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ДЕРЖАВА ДЕСЮДЕПОРТ ДЕТАЛИЗАЦИЯ ДЕТАЛЬ ДЕТИНЕЦ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕФОРМАЦИЯ ДЖАМИ ДЖАМИ АЛЬ-КАБИР ДЖАННА ДЖАХАННАМ ДЖЕД ДЗЁМОН ДЗИНДЗЯ ДИВИЗИОНИЗМ ДИЗАЙН ДИККА ДИЛЕР ДИНАМИКА ДИНЬ ДИОРАМА ДИПТЕР ДИПТИХ ДИСКОС ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОР ДОГУ ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО ДОЛЬМЕН ДОНАТОР ДОНЖОН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА ДОРИЧЕСКАЯ БАЗА ДОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ДОРИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР ДОРОЖКИ ДОСКА ДОСКА ИКОННАЯ ДОСПЕХ ДОТАКУ ДОУГУН ДОУ-ЦАЙ ДОХОДНЫЙ ДОМ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ДРАПИРОВКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СОСУДЫ ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО ДРЕЛЬ ДРИППИНГ ДРОМОС ДРУГОЕ ИСКУССТВО ДУБЛЕТ ДУБЛИРОВАНИЕ ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА ДУЧЕНТО ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА ДЫНЬКА ДЬЯКОННИК ДЯНЬ |