МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО
(от фр. médailleur — медальер) — искусство изготовления монет и медалей, область мелкой пластики, произведения М. и. выполняются из меди, серебра, золота, бронзы и других материалов, податливость и прочность которых позволяют добиваться четкости изображений и деталей в малом формате. М. и. свойственны поиски ясных и лаконичных композиционных и пластических решений, широкое применение символов, эмблем и аллегорий, органичное сочетание изображений и надписей, устойчивость основных иконографических типов и приемов, связанных с необходимостью вписать рельефную миниатюру в заданную стандартную форму. М. и. родилось в 7—6 вв. до н. э. одновременно с металлическими монетами в Лидии (Малая Азия) и Древней Греции. Крупные монеты в древности отливались в формах, но в основном применялась чеканка монет штемпелями из закаленного металла с гравированными негативными изображениями. Простота и гармоничность образов божеств и мифологических сцен на античных монетах сменяются в средние века орнаментальностью и геральдическим характером композиций, а в странах Азии — каллиграфической красотой надписей. Памятные медали эпохи Возрождения (возникли в 14—16 вв.— Пизанелло, Маттео де Пасти, Бенвенуто Челлини в Италии, Жермен Пилон во Франции) отличались яркой индивидуальностью портретных характеристик (на лицевых сторонах) и пластическим совершенством аллегорических фигур (на оборотных сторонах). Введение твердых стальных штемпелей помогло медальерам барокко (Жан Варен, Гийом Дюпре во Франции) и классицизма (П. П. Уткин, Ф. П. Толстой в России) достичь в героизированных композициях ювелирной тщательности и чистоты отделки деталей. От эпохи романтизма (Пьер Жан Давид д'Анже) в М. и. 19 в. идут поиски живописности и свободы пластической светотеневой лепки. В М. и. 20 в. значительно расширяется круг выразительных средств (контррельеф, углубленный контур, чернение, эмаль), усложняются композиция, пластический язык и фактура круглых медалей и плакеток, обогащается тематика медалей, включаются философские, социальные, публицистические аспекты современности.
|