Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МОНУМЕНТ

 
(лат.
monumentum — памятник, от monere — напоминать, внушать, воодушевлять) сооруже­ние значительных размеров в честь к.-л. выдающихся событий или лиц. Памятными знаками, М. своего вре­мени могут быть не только произве­дения монументального искусства, но и любые реалии, свидетельствую­щие о памятных местах и событиях: напр., сугубо функциональные соору­жения и объекты (маяк, мост, корабль или танк, первым ворвавшийся в осажденный город), другие рукотвор­ные изделия, произведения станково­го и прикладного искусства, а также уникальные природные явления (во­дный источник, водопады Ниагара, Виктория, скалы, «столбы» под Крас­ноярском), вековое дерево или целый ландшафт (если это Бородинское поле или равнина Ватерлоо с их па­мятными знаками). Но, для того что­бы подобные внехудожественные яв­ления реализовывались как монумен­ты, они должны быть художественно осмыслены и аранжированы для обоз­рения. М. (памятник) это соци­альный феномен, который шире по­нятия «произведение монументально­го искусства». Но чаще всего М. яв­ляются специально создаваемые для этой цели произведения архитектуры и скульптуры, взаимодействующие друг с другом.


Понятия «монумент» и «памят­ник» не вполне совпадают: к первым причисляются наиболее значительные произведения монументального ис­кусства, посвященные важнейшим историческим событиям, доминиру­ющие в городской или природной среде, а ко вторым преимуще­ственно портретные статуи, бюсты и памятные знаки более локального характера, включаемые в существую­щую среду. М. и памятники, как пра­вило, принадлежат к типу свободно стоящих в пространстве произведе­ний монументального искусства. Они могут быть выполнены либо одними архитектурными или скульптурными средствами (обелиск, архаическая каменная баба и т. д.), либо на осно­ве синтеза пространственных ис­кусств (храм, дворец и т. д.). Чаще всего М. Нового времени воздвига­ются в виде однофигурных или мно­гофигурных скульптурных компози­ций в архитектурном оформлении. Художественный образ таких М. мо­жет быть обобщенным, символико-аллегорическим либо конкретно-ис­торическим. Многие государственные М. утверждали официальные охрани­тельные идеи, предписанные обще­ству, но есть М. и памятники, создан­ные по народной инициативе и на собранные по подписке средства (напр., памятник А. С. Пушкину в Москве, 1880, скульптор А. М. Опе­кушин); М. и памятники становились общенародной гордостью, частью на­циональной культуры (К. Минину и Дм. Пожарскому в Москве, 1804— 1818, скульптор И. П. Мартос). М. и памятники часто были ареной столк­новения противоборствующих соци­альных сил. В годы революций ста­рые М. как символы свергнутого ре­жима часто подвергались поруганию и разрушению, причем новая власть спешила воздвигнуть на смену им свои памятники, утверждающие ее идеологию. Так было во время Вели­кой французской революции и после октября 1917 г. в России (монумен­тальная пропаганда); ряд памятни­ков советского периода сняты в годы перестройки.

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР

версия для печати