Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
МЕСТНЫЙ ЧИН
— нижний ярус иконостаса, состоящий из местных (чтимых в данной местности или данном храме) икон. Справа от Царских врат располагалась икона Спаса, слева — икона Богоматери. Правее иконы Спаса, часто заменявшейся иконой Воскресения, находилась икона святого или праведника, которому посвящался храм, — храмовый («настоящий») образ. Состав других икон М. ч. определялся в основном местными культами: это иконы святых или праздников, чтимых в данной епархии, земле, местности, в данном или ближайшем к нему храме или монастыре. Чудотворные и местночтимые иконы и их списки (копии), как правило, помещались тоже в М. ч., причем для икон небольших размеров обычно изготавливались рамы и складни с живописью, тематически связанной со средником. Молитвы верующих обращены не ко всему М. ч., а к конкретным его иконам, отчего композиция каждой из них строится как замкнутое целое. Многие типы икон: в житиях, деяниях, чудесах, с дополнительными изображениями ктиторов, с иными многочастными композициями, иконы на темы песнопений и на другие сложные в богословском отношении сюжеты, — в иконостасе размещались только в М. ч. (за исключением случаев, когда в иконостасе имелся пядничный чин, который по своему иконографическому составу был родственным М. ч.). М. ч. восходит к стенописным изображениям Богоматери и Спаса или Богоматери и святого патрона храма, по крайней мере с 11 в. помещавшимся на предалтарных столбах церквей Византии и византийского мира, и к крупным иконам, которые уже в 11—12 вв. устанавливались между колоннами алтарных преград или перед глухими алтарными преградами. Сохранившиеся русские иконы 11—14 вв. в подавляющем большинстве изначально были местными. В возникшем в кон. 14 — нач. 15 в. высоком иконостасе местные иконы были необходимым элементом, а в придельных и других небольших или бедных храмах до позднейшего времени М. ч. часто был единственным ярусом иконостаса. Судя по изображениям на иконах и книжных миниатюрах 16—17 вв. и по письменным свидетельствам, местные иконы устанавливались на специальных подставах и могли перемещаться в храмовом интерьере в зависимости от потребностей богослужения. По-видимому, только с распространением резных иконостасов в 17 в. М. ч. окончательно приобрел вид сплошной стенки из икон. Принадлежавшие к М. ч. особо чтимые иконы во время пожаров, вражеских нашествий и других бедствий спасали в первую очередь, благодаря чему сохранялись древние духовные и художественные традиции, а также память о разоренных или погибших церквах, чьи иконы передавались в уцелевшие храмы. Вместе с тем в иконах М. ч. прежде и ярче всего сказывались новшества, определявшие содержание искусства и влиявшие на дальнейшие его судьбы. |
МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР |