МИМЕЗИС
(греч. mimesis — подражание, соучастие), мимесис — термин, которым в древнегреческой философии характеризовалась сущность творческого процесса во всех видах искусства от поэзии и музыки до живописи и танца. Согласно учению Платона, искусство, подражающее реальности, тем самым отделено от тех идеальных первообразов вещей, которые Платон называл идеями («эйдосами»). Теория М. развита в трудах Аристотеля, считавшего искусство особым видом познания, основанным на М.
Проблема М. стала одной из важнейших в европейской философии и теории искусства; интерпретация исходных идей Платона и Аристотеля стала предметом спора между сторонниками принципа М. (в т. ч. подражания видимой реальности в изобразительных искусствах) и его критиками. Эстетические споры эпохи Возрождения и последующих веков вызывались как углублением представлений о М., так и идеями ренес сансного неоплатонизма о возможности искусства восходить к миру сущностей. С последней трети 19 в споры вокруг теории М. связаны как с распространением взглядов на искусство как на особую независимую деятельность, так и с новой ориентацией самого искусства (перенос акцента с его изобразительной роли на выразительную функцию).
|