Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ


 —
вы­полненное от руки многоцветное изо­бражение или рисунок в рукописной книге, а также элемент декоративно­го оформления (инициал, заставка). Идея соединения рукописного тек­ста с изображением (рисунок, много­цветная живописная иллюстрация) относится к глубокой древности (древнеегипетские рисунки на папи­русных свитках, «Книга мертвых», 11 тыс. до н. э.). Можно различить ис­токи восточной М. к. (Иран, Индия) и европейской традиции, корни ко торой находятся в поздней антично сти. В период существования руко­писных книг искусство М. к. играли важную роль в переносе художествен­ных идей и навыков из страны в стра­ну; развиваясь параллельно с мону­ментальными видами живописи, М. к. отражала ход развития нацио­нальных школ и их связи, выступая важным компонентом гуманитарной культуры. М. к. выполнялись клеевы­ми красками, гуашью, акварелью с использованием листового золота. М. к. вводились в текст рукописи, раз­двигая строки, или занимали целый лист. Время расцвета миниатюрной живописи средние века в Европе и Азии. Характерная ее черта ка­ноничность изображений, многократ­но повторяющих известные прослав­ленные образцы, выполненные выда­ющимися мастерами. Переписка и иллюстрирование рукописей велись в монастырях, в специальных скрипто риях по заказу знатных феодалов, приходов и частных лиц. В крупных монастырях Зап. и Вост. Европы с годами складывались школы М. к., носящие имя места создания рукопи­си или миниатюриста, которому при­писывается группа кодексов.

Первые светские М. к. в свитках и кодексах на пергаменте относятся к 4—6 вв. это списки поэм Виргилия и Гомера с многокрасочными живыми рисунками, говорящими о связи с эллинистической живописной традицией. Эта традиция жива и в первых дошедших до нас иллюстри­рованных евангелиях и богослужеб­ных книгах («Евангелие Рабулы» из Сирии, 586; «Россанский кодекс», венская «Книга Бытия» — 6 в.) и в прославленных образцах позднейшей византийской М. к. («Парижская псалтирь», 10 в.), в ранних армянских и грузинских рукописях («Лазарев­ское евангелие», 887; «Эчмиадзинское евангелие», 989; «Мцхетская псалтирь», 10 в.). Раннехристианские рукописи велики по размеру, ориен­тированы на храмовое действо; пос­ле 11 в. иллюстрированная рукопись уменьшается, она рассчитана теперь на личное пользование, становится предметом специального собиратель­ства; комплектуются монастырские библиотеки. Особой парадностью и подлинной «миниатюрностью» отли­чаются византийские рукописи 13—14 вв., армянские евангелия «киликийской школы», где в житийных сценах, портретах евангелистов, ор­наментальных украшениях и неболь­ших изображениях на полях можно увидеть расширившийся мир впечат­лений и оценку современных исто­рических событий, введенную ми­ниатюристами в религиозные сюже­ты. Такую же эволюцию можно ус­мотреть в искусстве М. к. средне­вековой Руси от ранних шедевров («Остромирово евангелие», 1056— 1057) до «Евангелия Хитрово» (кон. 14 — нач. 15 вв.). М. к. в Зап. Евро­пе поначалу развивает сложные ор­наментальные украшения страництаковы меровингские, ирландские и англосаксонские рукописи 5—9 вв. Начиная с каролингских иллюстри­рованных рукописей 8—9 вв., еван­гельский рассказ насыщается экс­прессией, драматизмом и живым пе­реживанием. Можно наблюдать поз­же тягу миниатюристов к изображе­нию многолюдных сцен, городских и сельских пейзажей; на рубеже готи­ки и Возрождения создаются шедев­ры М. к. во Франции («Большие французские хроники» Жана Фуке, 1458; «Роскошный часослов герцога Беррийского» братьев Лимбург, ок. 1411—1416), в Бургундии и Нидер ландах. Миниатюристами были и первые мастера итальянского Возро­ждения («Буколики» Виргилия с ил­люстрациями Симоне Мартини отно­сятся к 14 в.). С изобретением кни­гопечатания рукописная книга исче­зает, а М. к. уступают место гра­вюре.

Средневековую М. к. стран му­сульманского Востока, Индии отли­чает лиризм, изысканность цвета и линейного ритма, связь с каллигра­фией текста здесь в первую оче­редь иллюстрируются поэзия, книги научного характера (Кемаледдин Бехзад в Герате, Султан Мухаммед в Тебризе, 15—16 вв.). Новое возрожде­ние М. к. получает в рукописной и печатной книжной графике.

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР

версия для печати