Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МОНАСТЫРЬ

 
(греч.
monastērion — место уединения, келья отшельни­ка) христианские (православные и католические) или буддийские общи­ны монахов или монахинь, приняв­ших единые правила жизни (устав). М. в течение веков были центрами культуры и просвещения, развития архитектуры, изобразительных и де­коративных искусств, переписывания и украшения рукописных книг. С первых этапов существования М. воз­никают архитектурные комплексы, обычно огороженные, включающие сооружения различных типовкультовые и бытовые. Древнейшие М. буддийские, появились в Ин­дии во 2-й пол. I тыс. до н. э. и рас­пространились в странах Юж. и Вост. Азии. Пещерные М. Индии (Аджанта, 2 в. до н.э. — 7 в.) и Китая (Цянь фодун близ Дуньхуана, 353—366) включали вырезанные в скале молит­венные залы (чайтья), реликварии (ступа, субурган), кельи, монашес­кие общежития (вихара), трапезные, библиотеки. Наземные М. Китая (Лингусы в Нанкине, 14—17 вв.), Японии, Юго-Вост. Азии были жи­вописными комплексами молитвен­ных и жилых построек, храмов, па­год; другой тип буддийских М.регулярный осевой ансамбль из дво­ров, окруженных деревянными хра­мами-павильонами. Ламаистские М. Тибета (Сера близ Лхасы, 15—16 вв.), Монголии, Бурятии, Калмыкии представляли собой регулярные комплек­сы ярусных храмов и домов лам.

Первые христианские М. 4—6 вв. в Сев. Африке и на Ближнем Восто­ке окружались мощными стенами и включали храмы-базилики, кельи, столовые, библиотеки. В б—9 вв. сложился тип католического запад­ноевропейского М. (Санкт-Галлен в Швейцарии, ок. 820) — регулярный ансамбль с церковью, дрориком-клуатром, помещениями для жилья, для столовых (рефекториев). М. роман­ского стиля и готики (Мон-Сен-Мишель во Франции, 11—15 вв.; Мальборк в Польше, 13—14 вв.) стали крупными центрами культовыми, экономическими, военными, сосредо­точив огромные богатства. В перио­ды Возрождения и барокко М.-кре­пости сменились M.-дворцами, по­строенными компактно, по единому плану (Эскориал в Испании, 1563— 1584; М. в Пажайслисе, г. Каунас, Литва, 1667—1712; Смольный М. в Санкт-Петербурге, 1748— 1764, ар­хитектор Бартоломее Франческо Растрелли). Среди М. 20 в. выделяет­ся М. Ла-Турет во Франции (1956— 1959, архитектор Шарль Эдуар Ле Корбюзье).

Православные М. Византии (ком­плекс 20 М. на горе Афон в Греции, 10—14 вв.), Балканских стран (Рильский М. в Болгарии, 10—19 вв.), Грузии (комплекс пещерных М. Давид-Гареджа, 6—13 вв.), Армении (Санаин, 10—13 вв.) имеют более свободный разнообразный, естествен­но сложившийся план; М. России (Троице-Сергиева лавра, 14—18 вв.; Соловецкий М., 16—18 вв.), Украи­ны (Киево-Печерская лавра, 11— 18 вв.), Молдовы (Цыганешты, 1846) отличались живописностью плана и облика, мощными укреплениями, органичной связью с природой: рас­положенные при слиянии рек, у озер, на островах русские М. до 16 в. име­ли строгие лаконичные формы, а в 17—18 вв. обогатились сложным и нарядным узорочьем.

В М. создавались иконы, миниа­тюры, росписи, изделия художествен­ного ремесла. Многие М. были обла­дателями художественных произведе­ний мирового значения и крупней­шими центрами феодальной культуры.

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР

версия для печати