МОНГОЛ-ЗУРАГ
монгольская живопись национального направления. Сложилась на рубеже 19—20 вв. и развивалась на основе средневековых Тибето-монгольских художественных традиций под влиянием стилистики монгольской иконописи 16—19 вв. (см. Танка), народного искусства, особенно аппликации (расцвет в 18—19 вв.) с ее цветовой звучностью, отсутствием полутонов, четкостью контуров, плоскостностью, орнаментальностью. В портретных произведениях М.-з. кон. 19 — нач. 20 в. унаследованная от иконописи декоративность соединяется с натуралистическим изображением лица, вынолненного с помощью фотографии. В нач. 20 в. проникнутые живой наблюдательностью картины празднеств, обрядов, бытовых сцен были созданы в творчестве Балдугийна Шарава. В сер. 1950-х гг. с пробуждением интереса к истории, культуре прошлого М.-з. приобретает характер целостного художественного направления, развивающегося параллельно с развитием европеизированной масляной живописи. В пейзажах, жанровых сценках Ядамсурэна, Дамдинсурэна, Сэнгэцохио создается сказочно-поэтический, обобщенный образ современной Монголии. Произведения М.-з. исполнены гуашью на полотне, что напоминает технику традиционной иконописи клеевыми и минеральными красками; для станковых картин характерны подчеркнутая плотность контура, кулисность композиции, локальность ярких бархатистых тонов. Романтической направленности работ Сэнгэцохио отвечает обращение к технике нагтан, использующей контраст золотых контуров и черных фонов. С 1970-х гг. наблюдается тенденция к сближению М.-з. с настенной росписью и станковой масляной живописью.
|