МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА
— русский народно-художественный промысел: миниатюрная живопись темперой на лаковых изделиях. Центр М. м. — пос. Мстёра Владимирской обл. С 16 в. до 1917 г. население Мстёры и других сел Вязниковского уезда Владимирской губ. занималось иконописанием. Мстёра славилась «подстаринным письмом», тонкостью иконописных приемов. В 1926 г. иконописцы М. вслед за мастерами Палеха организовали промыслово-кооперативную артель «Пролетарское творчество». В 1928 г. мастер Н. П. Клыков начал писать миниатюры темперой по лаку, а в 1931 г. организовал артель «Пролетарское искусство». Технология производства шкатулок и ларцов была перенята у мастеров Федоскина и Палеха (см. Русские художественные лаки). Характер мстёрской миниатюрной живописи на папье-маше складывался постепенно: его определяют красочный фон, цельность общего тона (серебристо-голубоватого или охристого), звучность цвета, сочетание объемной трактовки формы с орнаментальным строем миниатюры (работы А. Ф. Котягина, А. И. Брагина); живописный примитивизм характеризует творчество П. М. Морозова. Наряду с историческими и сказочными сюжетами популярны пейзаж и натюрморт (работы Е. В. Юрина), современные темы. С кон. 1960-х гг. искусство М. (пережившее, как и Палех, «болезнь станковизма») обращается к поискам декоративности (работы Л. А. Демидовой, Н. И. Шишакова, Л. А. Фомичева) и в 1980—1990-х гг. к творческому претворению древнерусских традиций. В Мстёре есть музей промыслов. Мстёра — также центр народного художе ственного шитья.
|