Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
РАЦИОНАЛИЗМ


РАЦИОНАЛИЗМ (от лат.
rationalis разумный) совокупность ар­хитектурных направлений 1-й пол. 20 в., стремившихся к соответствию архитектуры современным представ­лениям об обществе и искусстве и со­временным достижениям науки и техники. Р. составляет основное идейное ядро «современной архитек­туры», явившейся широким движе­нием международного значения. Ос­новы эстетики Р. были заложены с кон. 19 в. в борьбе против эклектиз­ма и понимания архитектуры как украшения фасадов. Луис Салливен в США, Хендрик Петрюс Берлаге в Нидерландах, Адольф Лооз в Авст­рии, Петер Беренс в Германии, Огюст Перре во Франции сделали важный шаг к простоте, лаконизму, геомет­рической четкости объемов, к ис­пользованию стального каркаса, же­лезобетона,  стекла, к функцио­нальной обоснованности планов. В 20-х гг. становление Р. шло быстро благодаря теоретическому обоснованию его методов группой «Эспри нуво» во главе с Шарлем Эдуаром Ле Корбюзье во Франции, архитектур­ной школой Баухауз во главе с Валь­тером Гропиусом в Германии. Идеи Р. и функционализма легли в основу деятельности Международного кон­гресса современной архитектуры (1928—1959) и Афинской хартии (1933), определившей принципы со­временного градостроительства. В 1950-х гг. лидеры Р. в США и Евро­пе (Людвиг Мис ван дер Роэ, Ээро Сааринен, фирма «СОМ» в США, Джо Понти в Италии, Эгон Айерман в Германии) разработали универсаль­ные формы зданий интернациональ­ного стиля, рассчитанные на разме­щение в них любых функцийжилых, деловых, производственных, общественных и прочих интерьеров. Разочарование в догматизме и уто­пичности позднего Р. и острая кри­тика его однообразия, игнорирования местных условий и традиций вызва­ли смену Р. новыми направлениями (брутализм. неоклассицизм, постмо­дернизм). В СССР рационалистами называли себя члены объедине­ния АСНОВА (Н. А. Ладовский, К. С. Мельников), искавшие образ­ную выразительность архитектуры в творческом осмыслении новых кон­струкций и материалов.

РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОН­ТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮ­РА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВ­РОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ

версия для печати