Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК


РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК, регулярный сад, французский парк (фран­цузский сад) тип парка (сада), характеризующийся геометрически правильной планировкой (развитие композиции вдоль центральной оси или взаимосвязанных осей, господст­во прямых линий и строгих очерта­ний) и стрижкой деревьев и кустов, придающей им форму простых гео­метрических тел (шар, конус, куб и др.); для Р. п. характерны также об­рамление аллей и площадок стенами из стриженой зелени (боскетами), дорожки, перекрытые вьющимися по каркасу растениями (перголы). газо­ны (партеры), украшенные рельеф­ными орнаментальными композици­ями из низко подстриженной зелени, бассейны (водные партеры) геометрически правильных форм.

Р. п. зародились в древности в Египте, Вавилонии, Ассирии, Персии, Китае (чаще всего небольшие орнаментальные сады при храмах или дворцах). Множество Р. п. было со­здано во всех частях эллинистиче­ского и римского мира, что связано с восточными, гл. обр. персидскими, влияниями. В Древнем Риме извест­ны небольшие сады в перистильных двориках и на виллах, грандиозные Р. п. императорского периода. В сред­ние века в Европе разбивались парки в монастырских комплексах, а на Востоке (в первую очередь в араб­ском мире от Ирака до Испании) про­должалось развитие эллинистических форм парков. В эпоху Возрождения начинается расцвет регулярных садов в Европе, первоначально в Италии, затем во Франции, Голландии, Гер­мании. Высшего развития достигают Р. п. во Франции при Людовике XIV: их создатель парковый архитек­тор Андре Ленотр (парки Во-ле-Виконт, 1656; Версаль, 1662). Наряду с равнинным «французским» парком существовала итальянская разновид­ность террасный парк, разбивав­шийся на склоне горы и украшав­шийся часто фонтанами и водными каскадами. Часто встречалось и со­четание обоих типов (наиболее зна­менит ансамбль Верхнего и Нижнего Р. п. в Петродворце, 1714—1725). В кон. 18 в. Р. п., распространившиеся в дворцово-парковых ансамблях Ев­ропы, знаменовавшие победу архи­тектонического принципа парковой композиции и представлений о чело­веке как о творце жизненной среды, стали уступать место пейзажным пар­кам, идеалам естественного, живо­писного ландшафта. В 20 в. возро­дился интерес к Р. п. в США, Брази­лии, Англии, России.

РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОН­ТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮ­РА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНИЗМ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВ­РОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ

версия для печати