Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
РЕЗЬБА


РЕЗЬБА — древней­ший и наиболее распространенный вид художественной обработки дере­ва, камня, кости, алебастра (ганч, стукко), терракоты, лака и других материалов, поддающихся вырезанию узоров и изображений с помощью ножа, резца, долота, стамески, свер­ла и т. д. Р. служит для украшения бытовых предметов, отделки соору­жений, стел, создания произведений мелкой пластики, игрушек и скульп­турной миниатюры, в т. ч. геммы (см. Глиптика). Различаются Р. объемная, высокорельефная, плоскорельефная, выемчатая, контурная, сквозная, на­кладная. Обработка камня, кости, дерева методами Р. была повсемест­ной в первобытном искусстве; ее быстрый подъем связан с освоением стальных орудий. Достижения древ­невосточной и античной Р. заключе­ны гл. обр. в глиптике, тогда как средневековое искусство стран Ближ­него, Среднего, Дальнего Востока, Юж. и Юго-Вост. Азии дает необыкновенное богатство форм и методов Р. Высоко развита была Р. у народов Африки, Древней Америки, Океании, у варварских племен Европы и евра­зийских степей и лесов, что создало долговечную традицию (в т. ч. тради­цию Р. в зверином стиле). Р. издавна является одной из главных областей народного творчества, с чем связана и нынешняя Р. в народных промыс­лах (по кости на Чукотке, в Тобольске, Холмогорах, Хотькове, по кам­ню на Урале, по дереву в Абрамцеве, Кудрине, Богородском, по бересте на Шемогодском комбинате близ Вели­кого Устюга). Р. на капителях роман­ских и готических церквей, на дере­вянных решетках окон Ближнего и Среднего Востока латиноамериканс­ких домов, на китайских изделиях из нефрита и слоновой кости, на рус­ских иконостасах 17 в. является оче­видным развитием народных тради­ций, особенно устойчивых в этом виде искусства. Традиции эти могут быть очень глубокими, трудно подда­ющимися расшифровке (Р. на фаса­дах владимирско-суздальских храмов 12—13 вв.). Вместе с тем многие виды Р. связаны с международными стилями и меняются вместе с общей их эволюцией (Р. на мебели, стенных панелях и деревянных обрамлениях стен в искусстве барокко, рококо и классицизма).

РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОН­ТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮ­РА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНИЗМ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВ­РОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ

версия для печати