Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
РИТМ


РИТМ (греч.
rhythmos, от rheos — поток) чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой; один из главных законов пластических искусств, отражающий в пространственных ритмических рядах присущие природе временные и пространственные закономерности, взаимосвязи, ритмичность движения.

Р. связан с категорией метра, в осно­ве которой лежит соблюдение меры. Монотонность Р. может преднамерен­но нарушаться специальными акцен­тами или пропусками повторяющих­ся элементов. Ритмические повторе­ния могут иметь свою кульминацию. Р. является основой любого вида ор­намента. Пространственный Р. архи­тектурных форм, мотивов, деталей, движение вдоль и в глубь сооруже­ния организуют жизненные процес­сы, протекающие в архитектурной среде, придают им торжественный, эпический либо бодрый, динамичный строй. Р. колонн, триглифов и метоп греческого периптера или арок, пор­талов и закомар древнерусского хра­ма подобны музыкальной гармонии, вносящей в жизнь ощущения красо­ты, согласия с миром и единства, за­кономерности бытия, тогда как слож­ный, иррациональный Р. капеллы в Роншане Шарля Эдуара Ле Корбюзье или ломкий напряженный Р. арки Ла Дефанс в Париже внушают острое чувство неустойчивости, неизбежно­сти перемен, несоизмеримости чело­века и мира. Ритмика изобразитель­ного искусства более свободна и бо­гата возможностями; уже античная скульптура заключает в себе контра­сты динамического и статического Р., уравновешенных в гармоничной ком­позиции; это соотношение находит продолжение в русском высоком ико­ностасе, с его контрастом строгого Р. устойчивых горизонталей и вертика­лей, и стройного, гибкого, музыкаль­ного Р. склоненных к центру фигур. Более сложно строится Р. компози­ций Нового времени, даже в наибо­лее гармоничных образцах, как «Афинская школа» Рафаэля, где рас­положение фигур и поддерживает и  нарушает симметрию архитектуры, создавая уравновешенный статичный Р. из динамичных ритмических сдви­гов.

Нарастание мощной энергии Р. в искусстве выражается как в свобод­ной раскованности движения, так и в ощущении скрытой напряженнос­ти, потенциальной энергии Р. Наря­ду с «открытым» движением объемов в пространстве и вовлечением искус­ства в архитектурный Р. (вертикализм и излом статуй готического собора) в искусстве выявляются внутренние Р.: это движение мышц внутри челове­ческого тела (контрасты и физичес­кие усилия фигур Микеланджело, Лоренцо Бернини, Пьера Пюже, М. И. Козловского), Р. взаимодейст­вия теплых и холодных тонов в жи­вописи (Тициан, Питер Пауэл Рубенс, Эжен Делакруа, Поль Сезанн), Р. дви­жения света и тени (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Якоб Рёйсдал, Оноре Домье), Р. активности резца скульптора (Микеланджело, Антуан Бурдель), лепящих форму движений руки (Огюст Роден), мазка живопис­ца (Рубенс, Антуан Ватто, Джон Кон стебл, Винсент Ван Гог). Искусство 20 в. выявляет вовне эту «внутреннюю ритмику», обнажая Р. конструкции формы (Пабло Пикассо, Жорж Брак), Р. духовного движения, порыва (М. А. Врубель, М. Ф. Ларионов), Р. становления собственной модели мироздания (В. В. Кандинский, М. 3. Шагал).

Наиболее непосредственно един­ство структуры и ритмической орга­низации произведения выражено в искусстве орнамента, в декоративной композиции. Нередко орнаменталь­но-ритмический строй стиля откры­то проявляет себя в архитектуре, де­коративных и изобразительных про­изведениях (четкая тектоника гео­метрического стиля, возносящиеся к небу линии готики, динамичные, упругие кривые барокко и т. д.). В 20 в. вязкий, извилистый Р. линий мо­дерна сменяется острыми, ломкими Р. конструктивизма; отказ от орна­мента обнажает в «современной архитектуре» лапидарный Р. простых геометрических объемов.

РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОН­ТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮ­РА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНИЗМ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВ­РОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ

версия для печати