Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА


РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА вид русского народного ис­кусства, издавна самое распростра­ненное женское рукоделие в России.

Сохранившиеся образцы русского средневекового шитья церковные одежды, лицевые пелены и плащани­цы принадлежат к шедеврам деко­ративного искусства. Основные эле­менты узора русской крестьянской вышивки восходят к глубокой древ­ности Вышивка выполнялась кресть­янками по счету нитей ткани, по сет­ке из выдернутых в ткани нитей по основе и утку или по целой тканиросписью, крестом, счетной гладью, набором. На Севере России до сер. 19 в. была распространена роспись (полукрест) - двухсторон­ний шов с красным узором (линей­ные стежки) по белому фону; в цен­тре изображалась женская фигура или древо, по бокам всадники или птицы. В Калужской, Смоленской, Тульской, Орловской, Рязанской губ. чаще всего использовалась цвет­ная  перевить: белые фигуры орнамента на фоне сквозной сетки, перевитой красной нитью, с редким включением других цветов (узор гл. обр. геометрический). В Вологод­ской, Ярославской, Костромской, Новгородской губ. вышивали в основ­ном белой строчкой, с введе­нием цветных нитей в разнообраз­ные узоры (в 17 в. появился пышный растительный орнамент).

В 19 в. во многих губерниях Рос­сии крестьянская вышивка из домаш­него рукоделия была преобразована в кустарные промыслы (златошвейный промысел в Торжке, крестецкий строчевой промысел в Новгородской губ., многочисленные очаги Р. н. в. во Владимирской губ.). Известными центрами Р. н. в. и в наше время остаются Крестецкий район Новго­родской обл., ряд районов Ивановс­кой, Рязанской, Тверской обл., Мстёра во Владимирской обл., Таруса в Калужской обл. Особенно распрос­транена белая строчка. В крестецком промысле строчка отличается рель­ефностью геометрического узора (плотно перевитые нити по редкой сетке). В Нижегородской обл. сложился особый вид Р. н. в. «ниже­городский гипюр», напоминающий тонкое кружево с зубчатым очерта­нием каемок и четким делением на фон и орнамент. В белых строчевых вышивках часто присутствуют белая гладь и обводы из цветных нитей, что обогащает фактуру вышивки. В Ря­занской обл. вышивки очень разно­образны по технике и узору: белая строчка, двойная перевить, крест, цветная перевить. Вышивка Тарусы отличается красочностью и живопис­ностью крупного узора. Особое мес­то среди центров Р. н. в. занимает Мстёра белая гладь здесь выполня­ется «белым по белому» на тонком шелке и батисте и состоит из тон­чайших сеток и стягов в сочетании с плотным растительным узором. В Торжке сохранился известный с 13 в. единственный в России центр зо­лотого шитья.

РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОН­ТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮ­РА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНИЗМ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВ­РОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ

версия для печати