Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ФАНТАСТИКА


ФАНТАСТИКА (фр.
fantastique — невероятный, от греч. phantasia — воображение) изображение несу­ществующего, нереального,невероят­ного, созданного воображением ху­дожника; причудливое сочетание несовместимого. Обширная область Ф. обнимает все виды пластических ис­кусств от архитектуры (фантасти­ческое проектирование архитектур­ных форм и пространственных ком­позиций в офортах Джанбаттиста Пиранези, в сценографии семьи Галли-Бибиена, в современной «бумаж­ной архитектуре») до орнамента (бит­вы фантастических зверей в узорах звериного стиля). Первоисточник Ф. древняя мифология, фольклор­ные сказки и легенды, народная фан­тазия, празднующая свою свободу на игрищах, обрядовых представлениях, карнавалах. Так, фантастические об­разы божеств и демонов, сочетающие человеческие и звериные черты, воз­никают в глубокой древности, а сверхъестественные, иронические и гротесковые картины «реализованной метафоры», «мира навыворот», «аб­сурдного мира» сопровождают изо­бразительный фольклор (античный комический эпос, средневековые гро­тескные рельефы, лубок). На фоль­клорной основе возрастает замысло­ватая Ф. Хиеронимуса Босха и Пите­ра Брейгеля, отражаются гротескные противоречия жизни; другая волна Ф. в 16—17 вв. связана с изощренностью «верхнего» искусства, ищущего ост­рых неординарных эффектов, неожи­данных метаморфоз (превращений людей в растения и животных), не­обычных точек зрения (см. Мань­еризм, Анаморфоз). Ф. Жака Калло и Франсиско Гойи вобрала в себя фольклорную иронию и трагический гротеск окружающего мира. Предро­мантизм. романтизм и неороманти­ческие течения (символизм, модерн), поэтизирующие непримиримый кон­фликт мечты и реальности, делают Ф. органической частью своей художе­ственной концепции (Уильям Блейк, Изидор Гранвиль, Гюстав Доре, Джеймс Энсор). В 20 в. резкое обо­стрение всех драматических кон­фликтов реальности вызвало взрыв сложнейшей, обостренно гротескной Ф. (М. 3. Шагал, П. Н. Филонов, Хосе Клементе Ороско). Дадаизм и сюр­реализм построили свою эстетику на принципах абсурда, соединения ис­ключающих друг друга пластов созна­ния, утверждения немыслимых си­туаций. Особая разновидность фан­тастического искусства 20 в. на­учная Ф., т. е. осуществление в ис­кусстве некой допущенной возмож­ности, что породило фантастические картины будущего (итальянский фу­турист Антонио Сант-Элиа) или да­лей космоса.

ФАБЕРЖЕ ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ ФАКТУРА ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ФАН ФАНТАСТИКА ФАРФОР ФАС ФАСАД ФАСКА ФАСЦИИ ФАХВЕРК ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ ФАЯНС ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮ­РА ФЕЛОНЬ ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА ФЕСТОНЫ ФИАЛ ФИБУЛА ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ФИКСАТИВ ( ФИКСАЦИЯ ФИЛЁНКА ФИЛИГРАНЬ ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШ­КА ФИНИФТЬ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ФЛЕЙЦ ФЛИГЕЛЬ ФЛОМАСТЕР ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА ФЛУКСУС ФЛЯГА ФОВИЗМ ФОЛОС ФОН ФОНАРЬ ФОНТАН ФОРЗАЦ ФОРМА ФОРМАЛИЗМ ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД ФОРМАТ ФОРМОВКА ФОРМОВЩИК ФОРТ ФОРУМ ФОТОГРАФИКА ФОТОИСКУССТВО ФОТОМОНТАЖ ФОТОТИПИЯ ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК ФРЕСКА ФРЕСКО А СЕККО ФРИЗ ФРОНТАЛЬНОСТЬ ФРОНТИСПИС ФРОНТОН ФРОНТОНЧИК ФРОТТАЖ ФРЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ФУНКЦИЯ ФУРКИ ФУСТ ФУСУМА ФУТУРИЗМ ФЭН-ШУЙ ФЮМАЖ

версия для печати