ФАНТАСТИКА
ФАНТАСТИКА (фр. fantastique — невероятный, от греч. phantasia — воображение) — изображение несуществующего, нереального,невероятного, созданного воображением художника; причудливое сочетание несовместимого. Обширная область Ф. обнимает все виды пластических искусств — от архитектуры (фантастическое проектирование архитектурных форм и пространственных композиций в офортах Джанбаттиста Пиранези, в сценографии семьи Галли-Бибиена, в современной «бумажной архитектуре») до орнамента (битвы фантастических зверей в узорах звериного стиля). Первоисточник Ф. — древняя мифология, фольклорные сказки и легенды, народная фантазия, празднующая свою свободу на игрищах, обрядовых представлениях, карнавалах. Так, фантастические образы божеств и демонов, сочетающие человеческие и звериные черты, возникают в глубокой древности, а сверхъестественные, иронические и гротесковые картины «реализованной метафоры», «мира навыворот», «абсурдного мира» сопровождают изобразительный фольклор (античный комический эпос, средневековые гротескные рельефы, лубок). На фольклорной основе возрастает замысловатая Ф. Хиеронимуса Босха и Питера Брейгеля, отражаются гротескные противоречия жизни; другая волна Ф. в 16—17 вв. связана с изощренностью «верхнего» искусства, ищущего острых неординарных эффектов, неожиданных метаморфоз (превращений людей в растения и животных), необычных точек зрения (см. Маньеризм, Анаморфоз). Ф. Жака Калло и Франсиско Гойи вобрала в себя фольклорную иронию и трагический гротеск окружающего мира. Предромантизм. романтизм и неоромантические течения (символизм, модерн), поэтизирующие непримиримый конфликт мечты и реальности, делают Ф. органической частью своей художественной концепции (Уильям Блейк, Изидор Гранвиль, Гюстав Доре, Джеймс Энсор). В 20 в. резкое обострение всех драматических конфликтов реальности вызвало взрыв сложнейшей, обостренно гротескной Ф. (М. 3. Шагал, П. Н. Филонов, Хосе Клементе Ороско). Дадаизм и сюрреализм построили свою эстетику на принципах абсурда, соединения исключающих друг друга пластов сознания, утверждения немыслимых ситуаций. Особая разновидность фантастического искусства 20 в. — научная Ф., т. е. осуществление в искусстве некой допущенной возможности, что породило фантастические картины будущего (итальянский футурист Антонио Сант-Элиа) или далей космоса.
|
|
ФАБЕРЖЕ
ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
ФАКТУРА
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
ФАН
ФАНТАСТИКА
ФАРФОР
ФАС
ФАСАД
ФАСКА
ФАСЦИИ
ФАХВЕРК
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ
ФАЯНС
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА
ФЕЛОНЬ
ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА
ФЕСТОНЫ
ФИАЛ
ФИБУЛА
ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
ФИКСАТИВ (
ФИКСАЦИЯ
ФИЛЁНКА
ФИЛИГРАНЬ
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
ФИНИФТЬ
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
ФЛЕЙЦ
ФЛИГЕЛЬ
ФЛОМАСТЕР
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА
ФЛУКСУС
ФЛЯГА
ФОВИЗМ
ФОЛОС
ФОН
ФОНАРЬ
ФОНТАН
ФОРЗАЦ
ФОРМА
ФОРМАЛИЗМ
ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД
ФОРМАТ
ФОРМОВКА
ФОРМОВЩИК
ФОРТ
ФОРУМ
ФОТОГРАФИКА
ФОТОИСКУССТВО
ФОТОМОНТАЖ
ФОТОТИПИЯ
ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК
ФРЕСКА
ФРЕСКО А СЕККО
ФРИЗ
ФРОНТАЛЬНОСТЬ
ФРОНТИСПИС
ФРОНТОН
ФРОНТОНЧИК
ФРОТТАЖ
ФРЯЗЬ
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
ФУНКЦИЯ
ФУРКИ
ФУСТ
ФУСУМА
ФУТУРИЗМ
ФЭН-ШУЙ
ФЮМАЖ
|