ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА — традиционный российский народный художественный промысел миниатюрной росписи лаковых изделий. Федоскино — ныне село в Мытищинском районе Московской обл., крупный центр производства русских художественных лаков. В 19 в. в селах Данилково и Федоскино (позже слились) предприниматели П. И. Коробов и продолживший его дело П. В. Лукутин создали школу миниатюрного письма маслом по лаку, перламутру, сусальному золоту и серебру (сцены катания на тройках, чаепития, русской пляски, копии картин и портретов). В 1910г. была образована «Федоскинская кустарная артель бывших мастеров фабрики Лукутина». Преемственная связь с наследием лукутинских лаков определила традиционность приемов и стиля артели. Однако работа по образцам, предоставленным земством и отражающим стилизаторские поиски в художественной промышленности модерна (подражание фарфоровой росписи с мотивами цветов и птиц; силуэтные изображения на золотом фоне, варианты византийской и древнерусской миниатюры), противоречила сложившейся в промысле народной традиции яркой декоративной росписи с реалистической изобразительностью. Эта традиция стала возрождаться в 1920-х гг. Особую линию в Ф. м. представлял натюрморт —живописные композиции из цветов, овощей и фруктов, иногда с бабочками и птицами. Пластичность, богатые декоративные эффекты отличают эту роспись на черном фоне (мастера А. А. Кругликов, В. С. Бородкин, И. С. Семенов). Продолжателем традиций мастерской Вишняковых был А. Г. Вишняков, мастер декоративного натюрморта и пейзажа, расписывавший как изделия из папье-маше, так и жестяные подносы. В 1931 г. в Федоскине создана профессионально-техническая школа. В 1940-х гг. в артели работали ее воспитанники Г. К. Точенов, М. Г. Пашинин, В. Д. Липицкий, А. С. Страхов, М. С. Чижов, чье творчество определило развитие Ф. м. в 1950— 1960-х гг. Наряду с традиционными лукутинскими сюжетами утверждаются сказки, бытовой жанр, пейзаж. Сохраняется черная лаковая основа живописи на папье-маше, живопись «по-плотному» и «по-сквозному» на перламутре, сусальном золоте и серебре. Для работ молодых художников Федоскина характерны декоративная тонкость, продолжение орнаментальных традиций, а в 1980— 1990-х гг. возрождается культура предметной формы.
|
|
ФАБЕРЖЕ
ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
ФАКТУРА
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
ФАН
ФАНТАСТИКА
ФАРФОР
ФАС
ФАСАД
ФАСКА
ФАСЦИИ
ФАХВЕРК
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ
ФАЯНС
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА
ФЕЛОНЬ
ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА
ФЕСТОНЫ
ФИАЛ
ФИБУЛА
ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
ФИКСАТИВ (
ФИКСАЦИЯ
ФИЛЁНКА
ФИЛИГРАНЬ
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
ФИНИФТЬ
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
ФЛЕЙЦ
ФЛИГЕЛЬ
ФЛОМАСТЕР
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА
ФЛУКСУС
ФЛЯГА
ФОВИЗМ
ФОЛОС
ФОН
ФОНАРЬ
ФОНТАН
ФОРЗАЦ
ФОРМА
ФОРМАЛИЗМ
ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД
ФОРМАТ
ФОРМОВКА
ФОРМОВЩИК
ФОРТ
ФОРУМ
ФОТОГРАФИКА
ФОТОИСКУССТВО
ФОТОМОНТАЖ
ФОТОТИПИЯ
ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК
ФРЕСКА
ФРЕСКО А СЕККО
ФРИЗ
ФРОНТАЛЬНОСТЬ
ФРОНТИСПИС
ФРОНТОН
ФРОНТОНЧИК
ФРОТТАЖ
ФРЯЗЬ
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
ФУНКЦИЯ
ФУРКИ
ФУСТ
ФУСУМА
ФУТУРИЗМ
ФЭН-ШУЙ
ФЮМАЖ
|