Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД


ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД на­правление в искусствознании послед­ней четв. 19 — 1-й трети 20 в., изу­чающее художественную форму, вос­принятую как собственно эстетиче­ский фактор в искусстве. Возникно­вение Ф. м. связано с представлени­ями неокантианства о самоценных категориях мышления, определяю­щих развитие сознания (в т. ч. эсте­тического). Немецкий эстетик Кон­рад Фидлер выработал на этой осно­ве свою теорию «абсолютного зре­ния», преодолевающего хаос эмпири­ческих впечатлений и создающего «чистую форму», своего рода «иде­альную действительность». Эти тео­ретические принципы развивали чле­ны кружка Фидлера скульптор Адольф Хильдебранд и живописец Ханс фон Марэ. Швейцарский искус­ствовед Генрих Вёльфлин оформил эти взгляды в последовательную «на­уку об искусстве»: рассматривая стиль как метод видения и как ком­плекс «основных понятий» (т. е. глав­ных категорий художественной фор­мы); он считал первопричиной исто­рико-стилистического, равно как и национального, своеобразия искусст­ва эволюцию «инстинкта формы». Соответственно Вёльфлин разработал методику «формального анализа», выявляющего взаимодействие «основ­ных понятий» в рамках конкретного произведения искусства, тем самым позволяя последовательно переходить от чисто чувственных впечатлений к интеллектуальному изучению худо­жественной вещи. Ф. м. был развит и обогащен учениками Вёльфлина (Па­уль Франкль, Альбрехт Эрик Бринк­ман) и создателями новых учений о «художественной воле» (Алоиз Ригль) и «истории духа» (Макс Дворжак, критиковавший односторонность Ф. м.). В России книги Хильде­бранда и Вёльфлина, изданные в 1910-х гг., оказали сильнейшее влия­ние на формировавшееся русское ис­кусствознание.

ФАБЕРЖЕ ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ ФАКТУРА ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ФАН ФАНТАСТИКА ФАРФОР ФАС ФАСАД ФАСКА ФАСЦИИ ФАХВЕРК ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ ФАЯНС ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮ­РА ФЕЛОНЬ ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА ФЕСТОНЫ ФИАЛ ФИБУЛА ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ФИКСАТИВ ( ФИКСАЦИЯ ФИЛЁНКА ФИЛИГРАНЬ ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШ­КА ФИНИФТЬ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ФЛЕЙЦ ФЛИГЕЛЬ ФЛОМАСТЕР ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА ФЛУКСУС ФЛЯГА ФОВИЗМ ФОЛОС ФОН ФОНАРЬ ФОНТАН ФОРЗАЦ ФОРМА ФОРМАЛИЗМ ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД ФОРМАТ ФОРМОВКА ФОРМОВЩИК ФОРТ ФОРУМ ФОТОГРАФИКА ФОТОИСКУССТВО ФОТОМОНТАЖ ФОТОТИПИЯ ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК ФРЕСКА ФРЕСКО А СЕККО ФРИЗ ФРОНТАЛЬНОСТЬ ФРОНТИСПИС ФРОНТОН ФРОНТОНЧИК ФРОТТАЖ ФРЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ФУНКЦИЯ ФУРКИ ФУСТ ФУСУМА ФУТУРИЗМ ФЭН-ШУЙ ФЮМАЖ

версия для печати