ФОТОИСКУССТВО
ФОТОИСКУССТВО (от греч. phos — свет, англ. photographic art, нем. Kunstphotographie), художественная фотография — вид пластических искусств, использующий изобразительные и выразительные возможности фотографии. Ф. — первый из видов искусства, возникших благодаря новейшей технике и успехам наук (физика, химия, оптика); дальнейшее освоение научно-технических достижений породило при участии опыта Ф. киноискусство, телевизионное искусство, голографию, видео-арт, компьютерную графику и т. д. Ф. и все последующие «технические искусства» в своем развитии осваивали методы и жанры традиционных видов искусства и одновременно искали новые художественные возможности, открываемые новой техникой. Изобретатель фотографии (1839) француз Жак Дагерр был художником и наметил основные жанры Ф. (пейзаж, натюрморт, портрет) по аналогии с живописью; фотопортреты 19 в. (Феликс Надар во Франции, Джулия Камерон в Англии, С. Л. Левицкий в России) следовали методам классической и современной живописи, используя вместе с тем съемочные эффекты, специальное освещение. Наряду с живописным («пикториальным») методом портрета и пейзажа во 2-й пол. 19 — нач. 20 в. начала развиваться географическая, этнографическая, батальная, репортажная фотография; документальные свидетельства Ф. часто представляли обществу подлинную реальную жизнь и характерные социальные типы (Алфред Стиглиц в США, М. П. Дмитриев, А. О. Карелин в России). В последней четв. 19 — первой четв. 20 в. эксперименты в Ф. позволили раскрыть красоту и динамику быстрых движений человека и животного (Эдуард Майбридж в США), запечатлеть оптические световые эффекты на фотобумаге (Ласло Мохоли-Надь в Венгрии; Ман Рэй в США), парадоксально соединить в фотомонтаже фрагменты жизни (Джон Хартфилд в Германии; А. М. Родченко, Л. М. Лисицкий в России). Эти опыты положили начало фотографике.
В Советской России наряду с авангардными экспериментами 1920-х и 1960—1990-х гг. бурно развивались документальное Ф. (М. В. Альперт, Б. В. Игнатович, Я. Н. Халип, А. С. Шайхет, А. С. Гаранин, И. М. Шагин), фотопортрет (М. С. Наппельбаум, П. А. Опуп), цветная фотография (В. Е. Гиппенрейтер), военные, географические, спортивные, театральные и другие тематические направления. В мировом Ф. 20 в. сохраняются традиции гуманистического документального Ф. (фотокниги Анри Картье-Брессона, Франция, портреты Эдуарда Стайхена в США), но все большее место занимают эксперименты по лабораторному преобразованию среды и фотоснимка, связанные с течениями авангардизма; взаимное влияние оказали друг на друга Ф. и гиперреализм.
|
|
ФАБЕРЖЕ
ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
ФАКТУРА
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
ФАН
ФАНТАСТИКА
ФАРФОР
ФАС
ФАСАД
ФАСКА
ФАСЦИИ
ФАХВЕРК
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ
ФАЯНС
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА
ФЕЛОНЬ
ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА
ФЕСТОНЫ
ФИАЛ
ФИБУЛА
ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
ФИКСАТИВ (
ФИКСАЦИЯ
ФИЛЁНКА
ФИЛИГРАНЬ
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
ФИНИФТЬ
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
ФЛЕЙЦ
ФЛИГЕЛЬ
ФЛОМАСТЕР
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА
ФЛУКСУС
ФЛЯГА
ФОВИЗМ
ФОЛОС
ФОН
ФОНАРЬ
ФОНТАН
ФОРЗАЦ
ФОРМА
ФОРМАЛИЗМ
ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД
ФОРМАТ
ФОРМОВКА
ФОРМОВЩИК
ФОРТ
ФОРУМ
ФОТОГРАФИКА
ФОТОИСКУССТВО
ФОТОМОНТАЖ
ФОТОТИПИЯ
ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК
ФРЕСКА
ФРЕСКО А СЕККО
ФРИЗ
ФРОНТАЛЬНОСТЬ
ФРОНТИСПИС
ФРОНТОН
ФРОНТОНЧИК
ФРОТТАЖ
ФРЯЗЬ
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
ФУНКЦИЯ
ФУРКИ
ФУСТ
ФУСУМА
ФУТУРИЗМ
ФЭН-ШУЙ
ФЮМАЖ
|