Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ФОТОИСКУССТВО


ФОТОИСКУССТВО (от греч.
phos свет, англ. photographic art, нем. Kunstphotographie), худо­жественная фотогра­фия вид пластических искусств, использующий изобразительные и выразительные возможности фотогра­фии. Ф. первый из видов искусст­ва, возникших благодаря новейшей технике и успехам наук (физика, химия, оптика); дальнейшее освоение научно-технических достижений по­родило при участии опыта Ф. кино­искусство, телевизионное искусство, голографию, видео-арт, компьютер­ную графику и т. д. Ф. и все последу­ющие «технические искусства» в сво­ем развитии осваивали методы и жан­ры традиционных видов искусства и одновременно искали новые художе­ственные возможности, открываемые новой техникой. Изобретатель фото­графии (1839) француз Жак Дагерр был художником и наметил основные жанры Ф. (пейзаж, натюрморт, порт­рет) по аналогии с живописью; фо­топортреты 19 в. (Феликс Надар во Франции, Джулия Камерон в Англии, С. Л. Левицкий в России) следовали методам классической и современной живописи, используя вместе с тем съемочные эффекты, специальное освещение. Наряду с живописным («пикториальным») методом портре­та и пейзажа во 2-й пол. 19 — нач. 20 в. начала развиваться географиче­ская, этнографическая, батальная, ре­портажная фотография; документаль­ные свидетельства Ф. часто представ­ляли обществу подлинную реальную жизнь и характерные социальные типы (Алфред Стиглиц в США, М. П. Дмитриев, А. О. Карелин в Рос­сии). В последней четв. 19 — первой четв. 20 в. эксперименты в Ф. позво­лили раскрыть красоту и динамику быстрых движений человека и живот­ного (Эдуард Майбридж в США), запечатлеть оптические световые эффекты на фотобумаге (Ласло Мо­холи-Надь в Венгрии; Ман Рэй в США), парадоксально соединить в фотомонтаже фрагменты жизни (Джон Хартфилд в Германии; А. М. Родченко, Л. М. Лисицкий в России). Эти опыты положили нача­ло фотографике.


В Советской России наряду с авангардными   экспериментами 1920-х и 1960—1990-х гг. бурно развивались документальное Ф. (М. В. Альперт, Б. В. Игнатович, Я. Н. Халип, А. С. Шайхет, А. С. Га­ранин, И. М. Шагин), фотопортрет (М. С. Наппельбаум, П. А. Опуп), цветная фотография (В. Е. Гиппен­рейтер), военные, географические, спортивные, театральные и другие те­матические направления. В мировом Ф. 20 в. сохраняются традиции гума­нистического документального Ф. (фотокниги Анри Картье-Брессона, Франция, портреты Эдуарда Стайхе­на в США), но все большее место занимают эксперименты по лабора­торному преобразованию среды и фотоснимка, связанные с течениями авангардизма; взаимное влияние ока­зали друг на друга Ф. и гиперреа­лизм.

ФАБЕРЖЕ ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ ФАКТУРА ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ФАН ФАНТАСТИКА ФАРФОР ФАС ФАСАД ФАСКА ФАСЦИИ ФАХВЕРК ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ ФАЯНС ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮ­РА ФЕЛОНЬ ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА ФЕСТОНЫ ФИАЛ ФИБУЛА ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ФИКСАТИВ ( ФИКСАЦИЯ ФИЛЁНКА ФИЛИГРАНЬ ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШ­КА ФИНИФТЬ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ФЛЕЙЦ ФЛИГЕЛЬ ФЛОМАСТЕР ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА ФЛУКСУС ФЛЯГА ФОВИЗМ ФОЛОС ФОН ФОНАРЬ ФОНТАН ФОРЗАЦ ФОРМА ФОРМАЛИЗМ ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД ФОРМАТ ФОРМОВКА ФОРМОВЩИК ФОРТ ФОРУМ ФОТОГРАФИКА ФОТОИСКУССТВО ФОТОМОНТАЖ ФОТОТИПИЯ ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК ФРЕСКА ФРЕСКО А СЕККО ФРИЗ ФРОНТАЛЬНОСТЬ ФРОНТИСПИС ФРОНТОН ФРОНТОНЧИК ФРОТТАЖ ФРЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ФУНКЦИЯ ФУРКИ ФУСТ ФУСУМА ФУТУРИЗМ ФЭН-ШУЙ ФЮМАЖ

версия для печати