Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ФУНКЦИОНАЛИЗМ


(от лат.
func­tio исполнение) направление в архитектуре 20 в., утверждающее главенство практических функций, жизненных, человеческих потребнос­тей в определении планов и форм сооружений. Почву Ф. составила вед­шаяся во 2-й пол. 19 в. крупными теоретиками (Дж. Рёскин, У. Моррис в Англии, Г. Земпер в Германии, X. Гриноу в США) борьба против свойственного эклектике разделения архитектуры на утилитарное строи­тельное дело и декорирование фаса­дов; стремление восстановить един­ство эстетики и практики, выработать новый принцип целесообразности архитектурной формы (определяю­щейся назначением и конструкцией здания) сформировалось в кон. 19 в., когда американский архитектор Луис Салливен выступил с установкой «форму определяет функция»: этот лозунг был подхвачен основателями «современной архитектуры» 20 в.в Германии группой Баухауза во гла­ве с Вальтером Гропиусом, во Фран­ции Шарлем Эдуаром Ле Кор­бюзье и его группой «Эспри Нуво», в Нидерландах группой «Стиль» во главе с Питером Аудом. В 1920-х гг. сложились общие принципы Ф. практическое назначение здания оп­ределяет его план и конструкцию, в соответствии с которыми образуется его внешний облик. Были выдвину­ты новые принципы архитектурной практики возведение крупных жилых комплексов на свободных территориях, зонирование территорий с выделением пространства для каждой функции (жилье, работа, отдых, тран­спорт), типизация и индустриализа­ция строительства, создание маломет­ражных («минимальных») квартир. С кон. 1920-х гг. Ф. быстро распрос­траняется в Европе и за ее предела­ми; при этом во многих странах (в т. ч. в СССР на рубеже 1920— 1930-х гг.) преобладала однообразная, невыразительная застройка; в обще­ственных центрах и крупных здани­ях утверждались внешние признаки интернационального стиля (контра­сты железобетона и стекла, ленточ­ные окна, сочетание геометрических объемов); при этом игнорировались местные традиции и климатические условия, что вызвало нарастающую критику Ф. в 1930-х гг. и особенно после второй мировой войны (см. Неоклассицизм, Органическая архитектура, Постмодернизм). С Ф. тесно связано развитие дизайна на его ранних этапах.

ФАБЕРЖЕ ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ ФАКТУРА ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ФАН ФАНТАСТИКА ФАРФОР ФАС ФАСАД ФАСКА ФАСЦИИ ФАХВЕРК ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ ФАЯНС ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮ­РА ФЕЛОНЬ ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА ФЕСТОНЫ ФИАЛ ФИБУЛА ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ФИКСАТИВ ( ФИКСАЦИЯ ФИЛЁНКА ФИЛИГРАНЬ ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШ­КА ФИНИФТЬ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ФЛЕЙЦ ФЛИГЕЛЬ ФЛОМАСТЕР ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА ФЛУКСУС ФЛЯГА ФОВИЗМ ФОЛОС ФОН ФОНАРЬ ФОНТАН ФОРЗАЦ ФОРМА ФОРМАЛИЗМ ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД ФОРМАТ ФОРМОВКА ФОРМОВЩИК ФОРТ ФОРУМ ФОТОГРАФИКА ФОТОИСКУССТВО ФОТОМОНТАЖ ФОТОТИПИЯ ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК ФРЕСКА ФРЕСКО А СЕККО ФРИЗ ФРОНТАЛЬНОСТЬ ФРОНТИСПИС ФРОНТОН ФРОНТОНЧИК ФРОТТАЖ ФРЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ФУНКЦИЯ ФУРКИ ФУСТ ФУСУМА ФУТУРИЗМ ФЭН-ШУЙ ФЮМАЖ

версия для печати