ФУНКЦИОНАЛИЗМ
(от лат. functio — исполнение) — направление в архитектуре 20 в., утверждающее главенство практических функций, жизненных, человеческих потребностей в определении планов и форм сооружений. Почву Ф. составила ведшаяся во 2-й пол. 19 в. крупными теоретиками (Дж. Рёскин, У. Моррис в Англии, Г. Земпер в Германии, X. Гриноу в США) борьба против свойственного эклектике разделения архитектуры на утилитарное строительное дело и декорирование фасадов; стремление восстановить единство эстетики и практики, выработать новый принцип целесообразности архитектурной формы (определяющейся назначением и конструкцией здания) сформировалось в кон. 19 в., когда американский архитектор Луис Салливен выступил с установкой «форму определяет функция»: этот лозунг был подхвачен основателями «современной архитектуры» 20 в. — в Германии группой Баухауза во главе с Вальтером Гропиусом, во Франции — Шарлем Эдуаром Ле Корбюзье и его группой «Эспри Нуво», в Нидерландах — группой «Стиль» во главе с Питером Аудом. В 1920-х гг. сложились общие принципы Ф. практическое назначение здания определяет его план и конструкцию, в соответствии с которыми образуется его внешний облик. Были выдвинуты новые принципы архитектурной практики — возведение крупных жилых комплексов на свободных территориях, зонирование территорий с выделением пространства для каждой функции (жилье, работа, отдых, транспорт), типизация и индустриализация строительства, создание малометражных («минимальных») квартир. С кон. 1920-х гг. Ф. быстро распространяется в Европе и за ее пределами; при этом во многих странах (в т. ч. в СССР на рубеже 1920— 1930-х гг.) преобладала однообразная, невыразительная застройка; в общественных центрах и крупных зданиях утверждались внешние признаки интернационального стиля (контрасты железобетона и стекла, ленточные окна, сочетание геометрических объемов); при этом игнорировались местные традиции и климатические условия, что вызвало нарастающую критику Ф. в 1930-х гг. и особенно после второй мировой войны (см. Неоклассицизм, Органическая архитектура, Постмодернизм). С Ф. тесно связано развитие дизайна на его ранних этапах.
|
|
ФАБЕРЖЕ
ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
ФАКТУРА
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
ФАН
ФАНТАСТИКА
ФАРФОР
ФАС
ФАСАД
ФАСКА
ФАСЦИИ
ФАХВЕРК
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ
ФАЯНС
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА
ФЕЛОНЬ
ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА
ФЕСТОНЫ
ФИАЛ
ФИБУЛА
ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
ФИКСАТИВ (
ФИКСАЦИЯ
ФИЛЁНКА
ФИЛИГРАНЬ
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
ФИНИФТЬ
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
ФЛЕЙЦ
ФЛИГЕЛЬ
ФЛОМАСТЕР
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА
ФЛУКСУС
ФЛЯГА
ФОВИЗМ
ФОЛОС
ФОН
ФОНАРЬ
ФОНТАН
ФОРЗАЦ
ФОРМА
ФОРМАЛИЗМ
ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД
ФОРМАТ
ФОРМОВКА
ФОРМОВЩИК
ФОРТ
ФОРУМ
ФОТОГРАФИКА
ФОТОИСКУССТВО
ФОТОМОНТАЖ
ФОТОТИПИЯ
ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК
ФРЕСКА
ФРЕСКО А СЕККО
ФРИЗ
ФРОНТАЛЬНОСТЬ
ФРОНТИСПИС
ФРОНТОН
ФРОНТОНЧИК
ФРОТТАЖ
ФРЯЗЬ
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
ФУНКЦИЯ
ФУРКИ
ФУСТ
ФУСУМА
ФУТУРИЗМ
ФЭН-ШУЙ
ФЮМАЖ
|