Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЦЕЛОСТНОСТЬ


ЦЕЛОСТНОСТЬ (англ.
integrity, фр. integrite, нем. Integritat, Ganzheit) — 1) всеобщность, полнота, единство художественного творчества, характе­ризующие искусство в предметно-пространственном и временном отно­шениях. Проблема Ц. восходит к классической философской пробле­ме части и целого. Она традиционно связывалась с проблемами единства в многообразии, единства формы и содержания совершенства, органичности и гармоничности художе­ственного произведения и, наконец, с проблемой синтеза искусств. Цело­стное видение мира подразумевает также объединение чувства («серд­ца»), разума и воли. Понятие Ц. со­держит в себе представление о вре­мени, соединяющее в настоящем про­шедшее (традицию) и будущее (но­ваторство). Целостное искусство хранит память («генопамять») о сво­ем происхождении, истории и пере­дает ее по наследству. Ц. связывается также с типическим и с его глубин­ной первоосновой «архетипом», по определению К. Г. Юнга, «коллектив­ным бессознательным» историче­ской памятью людей, передаваемой из поколения в поколение. Искусст­во в его преемственности и развитии сравнивается с живым организмом, растущим деревом, и, как всякая ор­ганическая целостная система, оно имеет свои внутренние предпосылки роста и разветвления.

Принцип Ц. становится и принци­пом искусствоведческого анализа, по­буждающим видеть в каждом явлении искусства звено в цепи развития на­циональной и региональной школы, но также и всей мировой культуры. Категория Ц. и связанный с ней при­нцип историзма необходимы для при­знания самобытности культуры каж­дого, даже самого малого, народа, а также и для того, чтобы уберечь на­циональную культуру от замкнутости и от ориентации ее только на себя и на собственный опыт. Складывающе­еся к кон. 20 в. тяготение к Ц. худо­жественной культуры ищет опоры не только в общей структурной типиза­ции и закономерном порядке, но и в особенностях сегодняшнего воспри­ятия человека и экологической эсте­тики, в стремлении раздвинуть гори­зонты времени и памяти и направить творческую мысль в будущее; 2) ц е­л о с т н о с т ь  в о с п р и я ­т и я способность художника зри­тельно воспринимать предметы нату­ры одновременно, сразу и методом сравнения определять пропорции предметов, тоновые и цветовые отно­шения. В Ц. восприятия заключают­ся мера профессионального умения видеть и «постановка глаза» худож­ника.

ЦАМ ЦАРСКИЕ ВРАТА ЦВЕТ ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА ЦЕК ЦЕЛЛА ЦЕЛОСТНОСТЬ ЦЕНИНА ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОЧКА СХОДА ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНОЕ ЗДАНИЕ ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕ­НИЯ ЦЕРКОВЬ ЦИКЛ ЦИКЛОПИЧЕСКАЯ КЛАДКА ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СВОД ЦИНКОГРАФИЯ ЦИНОВКА ЦИТАДЕЛЬ ЦОКОЛЬ ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ ЦОКЧИН ЦУБА ЦУКИЯМА ЦУЯ

версия для печати